Памятка для родителей "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних"
За последнее десятилетие число самоубийств среди детей выросло в 3 раза. Если говорить о психологическом смысле детского суицида – то это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию (только не прямое желание умереть). Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. У них это скорее демонстративно- шантажирующее поведение. Однако даже на такое шантажирующее поведение необходимо обратить внимание. Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток – добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за компанию», его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все». Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным «развлечением». Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это – употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать. Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
Почему же дети пытаются совершить суицид? Какие причины могут способствовать принятию такого решения? Существуют психосоциальные и психиатрические факторы риска суицидального поведения. К психосоциальным относят:
Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Влиять может изменение в составе семьи: смерть одного из родителей, появление мачехи, отчима, лишение родительских прав;
Конфликты с друзьями, проблемы в школе (ребёнок «изгой» - нет в классе друзей; школьный буллинг – травля группой лиц одного учащегося)
Несчастная любовь, одиночество
Физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку
Перегрузки и строгие требования в школе
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Психиатрические факторы риска суицидального поведения:
Расстройство настроения (депрессии),
Расстройства личности и поведения,
Злоупотребление психоактивными веществами,
Психотические состояния (шизофрения, галлюцинации и т.д.).
Как распознать ребенка, обдумывающего самоубийство? 80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять! Если ребенок серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 2 группы: словесные и поведенческие.
Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки:
- Внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- Раздача ценных вещей. Дети часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это произносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память»;
- Поиск ребёнком информации суицидального характера (размещение «кричащих» постов в соц.сетях, вступление в группы и сообщества суицидального контента);
- Кардинальное изменение во внешнем виде;
- Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, заходят вернуть вещь, взятую у приятеля;
- Прощание. Написание различных предсмертных записок.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ?
- Наладить гармоничные отношения в семье, создать и сохранить теплые и доверительные отношения с ребенком; Использовать 3 родительских правила: «Глаза в глаза» Контакт глаз способен передать невыразимое словами. «Безраздельное внимание» Это хотя бы 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок чувствовал: «Я один на один с родителями. Они в моем полном распоряжении. Я для них самый главный». «Чудо прикосновения» Не забывать обнимать ребенка, похлопывать по плечу, дотронуться до руки. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.
- Необходимо сформировать у ребенка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал – встань и продолжай идти!».
- Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что ему совсем не по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.
- Вовлекать детей в полезные виды деятельности (интересные для них)
- Убедить ребенка в том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.