Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основная часть:
Уважаемые родители! Ваш ребенок находится на стадии своего физиологического взросления. Основная причина возрастного кризиса – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени не менее важно. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.
Ребёнку в этом возрасте присущи:
-
тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей;
-
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
-
повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события;
-
стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
-
отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
-
проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
-
демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком с твёрдыми жизненными целями. Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети поддаются влиянию компании, в которой оказываются, порой приобретают вредные привычки, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую агрессию, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада. Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.
Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков». Один из лучших советов, который Вы можете дать своим детям: «С уверенностью смотрите в будущее – в направлении своей мечты – и ставьте правильные цели в жизни». Но так ли легко это исполнить?
Вопросы для обсуждения:
-
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
-
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
-
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
-
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
-
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Методические указания:
Чтобы подростку разобраться, что он хочет делать в будущем, ему необходимо заранее научиться ставить для себя цели и достигать их. Цель образуется, когда подросток четко понимает свои потребности, ресурсы и условия. Целеустремленность – личностное качество, которое в XXI веке считается мерилом успешности. Понятно, что целеустремленными не рождаются, а становятся. Попробуем разобраться как.
За целеустремленность отвечает волевая сфера человека. Стоит отметить, что даже к подростковому возрасту она развита не полностью: подростки склонны к импульсивным поступкам, которые мешают им в полной мере контролировать собственное поведение.
Чтобы подросток мог ставить себе жизненные цели и достигать их, родители должны уметь разделять свои стремления и желания ребенка. Если вы мечтаете, чтобы ваш сын стал футболистом, то это ваше желание, а не сына. Сын может хотеть стать художником, юристом или ветеринаром, и достигать успеха ему будет проще именно в той сфере, которую он выберет сам.
Умение достигать поставленных целей – это и умение грамотно распределить свое время, и продуктивная работа, и навыки самоконтроля, но в первую очередь, это умение эти цели ставить. Если цель не поставлена, то и достигать нечего.
Что порождает цель? Желание. Значит, ребенка нужно учить хотеть. Не губите в детях желания, повторяя фразу: «Мало ли что ты хочешь! Перехочешь!», потому что ребенок действительно в какой-то момент перехочет. А потом родители ужасаются тому, что современная молодежь ничего не хочет и не добивается.
Итак, у подростка есть желание, например, много общаться с людьми. Обычное желание, но ведь его можно трансформировать в профессию – журналист или преподаватель. Если подросток рад такой трансформации, то дальше нужно разделить глобальную цель на несколько маленьких, чтобы постепенно идти к мечте.
Как дробить глобальную цель? Чтобы стать журналистом, нужно окончить учреждение высшего образования. Чтобы окончить УВО, нужно туда поступить. Чтобы туда поступить, нужно хорошо сдать ЦТ + иметь публикации. Чтобы хорошо сдать ЦТ, нужно готовиться. Ну и так далее. И так постепенно выстраиваются небольшие цели: получить 10 в четверти по литературе, написать статью в школьный журнал и так далее. Маленькие цели достигаются легче и быстрее, а удовольствие от достигнутого результата только добавляет мотивации двигаться дальше.
Профессиональные цели, естественно, занимают центральную позицию у подростков, особенно при переходе в IX класс. Но успешность – это не всегда профессиональная самореализация, и подросткам важно об этом говорить. Жизненные цели – это не всегда цель стать хирургом или бизнесменом, ведь помимо профессии, в жизни есть семья, хобби, путешествия. И когда мы говорим про жизненные цели, важно не забывать главное: только сам ребенок может решать, какими эти цели будут.
Существуют различные техники, с помощью которых можно развивать навыки постановки жизненных целей у подростков. Применив эти техники на себе, Вы получите практический опыт для оказания помощи в постановке целей своим детям.
Техника «Линия жизни».
Возьмите лист бумаги и ручку, начертите горизонтальную линию – это линия жизни подростка. Отметьте на ней сегодняшний день, затем пусть подросток (или вы с его помощью) заполнит важные моменты из прошлого. Далее предложите ему заполнить важные моменты из предполагаемого будущего, каким он его видит? Кто-то отметит поступление в УВО, кто-то – появление домашнего питомца, кто-то – собственную свадьбу.
Техника «Ресурсы».
Предложите подростку составить коллаж ресурсов – факторов, помогающих достижению жизненных целей. Обычно выделяется 3 группы ресурсов: внешние (место учебы/работы, место жительства, материальные возможности), внутренние (личностные качества, опыт, черты характера) и социальные (люди – преподаватели, родители, друзья, супруги). Если какая-то группа ресурсов у ребенка отсутствует, стоит обратить на это внимание: возможно, что над этой проблемой стоит поработать вместе с педагогом-психологом.
Техника «Лестница достижений».
Предложите подростку подумать, а затем записать цель, которую он хотел бы достичь в ближайший год. После этого нужно нарисовать на листе бумаги лесенку, состоящую из шести ступенек. Нижняя ступенька – цель только сформировалась, верхняя – цель полностью осуществлена. Предложите ребенку возле первой и последней ступеньки написать 2-3 признака, характеризующих эти положения, и подумать, на какой ступеньке достижения цели он находится в настоящий момент. Отметив свое положение на лестнице, надо написать его главные характеристики. А дальше предложите подростку порассуждать: что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? Какие действия уже предприняты, какие – в перспективе?
Смысл этого упражнения – придание наглядности своим целям и желаниям, деление цели на несколько этапов, упрощение своих действий.
Техника «Визуализация желаний».
Возьмите ватман, много-много разных ненужных журналов, газет и клей. Предложите подростку вырезать из журналов и газет то, что ему хотелось бы иметь в будущем – это могут быть дети, яхты, животные, фразы – всё, что угодно. Эти вырезки нужно наклеить на ватман. Обсудите с подростком то, что получилось, расспросите, какие действия нужно предпринять, чтобы все эти желания осуществились. Карту желаний можно повесить в комнате у ребенка, чтобы она была мотиватором.
Продумывание и обсуждение жизненных целей с родителями, которым подросток доверяет, помогает запустить процесс развития адекватных жизненных ориентиров, последующего профессионального и социального успеха, удовлетворенности своей жизнью.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Цель – это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.
Цели – это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять равновесие, улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.
Целеустремлённость – это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия, а от Вас – поддержка, понимание и вера в своего взрослеющего ребёнка.
Что же можно посоветовать всем вам, уважаемые родители?
1) Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.
2) Активно слушать его переживания и потребности.
3) Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.
4) Делиться своими планами, победами и неудачами.
5) Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать что-либо себе и другим.
6) Формировать нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
7) Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8) Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит, доверять).
12) Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14) Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15) Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она ни была.
16) Быть самому примером для ребёнка!
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!