№
п/п
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Дата проведения
|
Форма проведения
|
Ответственный
|
1
|
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
октябрь
|
беседа
|
Савочкина О.В., классный руководитель
|
2
|
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
декабрь
|
тренинг
|
Савочкина О.В., классный руководитель,
педагог социальный
|
3
|
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения
|
март
|
беседа
|
Савочкина О.В., классный руководитель,
педагог социальный
|
4
|
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
|
май
|
круглый стол
|
Савочкина О.В., классный руководитель,
педагог социальный
|
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Культура поведения в конфликтных ситуациях”, который состоится 24.05.2025. Начало в 10.30.
Классный руководитель Савочкина О.В.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
(РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ VIII КЛАССА, IV четверть)
Цель: определение эффективных способов поведения родителей с детьми в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- Изучить понятие конфликта и особенности деструктивных и конструктивных конфликтов.
- Проанализировать возможные причины конфликтов подростков с родителями.
- Ознакомиться с типологией семей в зависимости от обстановки в них.
4. Информировать об основных типах конфликтов между подростком и родителем и способах их преодоления.
Основная часть:
То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения». Действительно, межличностные отношения среди людей окружают всех и каждого, проникая в жизнь любого из нас. Однако недостаток или избыток отдельных элементов межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ [1, с. 226-229].
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем как часть его личности.
Из всего вышесказанного прямо следует, что межличностные конфликты всегда требуют немедленного их решения непосредственно после их появления, ибо последствия затягивания в данном случае – самые губительные [2, с. 12-13].
В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как конфликтное поведение ребенка. Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день, так как конфликтное поведение – широко распространенное явление в подростковом возрасте.
Для того чтобы рассмотреть стороны конфликтного поведения ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Если исходить из общепринятого определения конфликта, то в толковом словаре С.И. Ожегова оно трактуется, как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия». Следует также отметить, что понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus – столкновение. Оно в практически неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.) [3, с. 8-9].
Межличностные конфликты можно описать в соответствии с мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами жизнедеятельности. К мотивационным конфликтам могут быть отнесены конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Интересы разных сторон противоречат друг другу, однако, возможно, им и удастся найти вариант их совмещения. К когнитивным конфликтам могут быть отнесены так называемые ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.
Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Также, люди нередко склонны «переубеждать» друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т.д., что также может вести к конфликтам. Еще один распространенный вид межличностных конфликтов, относящихся к деятельностной сфере, – это ролевые конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия.
Разрешение противоречий – объективная функция социального конфликта. Значит ли это, что она совпадает с целями участников? Нет, не значит или, во всяком случае, не всегда. Если целью одной из сторон конфликта может быть действительное устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта, с позиций его участников, могут быть гораздо более многообразны.
По влиянию на психологический климат конфликты подразделяют на деструктивные, которые подрывают взаимоотношения изнутри и порождают разрушительные конфликты, споры и дискомфорт, и конструктивные, творческие, способствующие нормализации обстановки в коллективе. Действительно, конфликты играют положительную роль, если они помогают выявить причины отставания или недисциплинированности, недостатки, оздоровить отношения.
Конструктивный дуэт – это общение равноправных партнеров. В дуэтном режиме желательно достигнуть взаимопонимания методом обмена информацией и нахождения взаимовыгодных позиций: получение выигрыша без ущемления выгод партнера. Так на практике осуществляется переход от конфронтационного мышления к сотрудничеству.
Очевидно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт с его последующим разрешением и является одним из путей выхода из противоречия.
При таком подходе возникает проблема оценки роли конфликта. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. Есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт – не только неизбежное, но и полезное социальное явление. В действительности конфликт полезен тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Но какой ценой? Путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и посредством уничтожения одной из сторон? Лучше, если объективно существующее противоречие, не доводя до конфликта, устранить мирными, цивилизованными средствами. Поэтому о полезности конфликтов, с нашей точки зрения, можно говорить лишь в конкретных случаях и притом достаточно условно [4, с. 706-708].
Возвращаясь к конфликтному поведению подростков с родителями, следует отметить, что именно подростковый возраст ребёнка – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. В этом возрасте ребёнок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребёнок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребёнке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить всё. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определённая сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причём сложность увеличивается ещё и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Всё это может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:
- Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.п. А дети – к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
- Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определённая дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
- Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учёбе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть всё необходимое для жизни: одежда, гаджеты и т.д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но дорогая мебель расставлена строго и нет возможности её передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создаёт определённый барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
- Существуют семьи, где за ребёнком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
- Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряжённая, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция ребёнка в семье во много определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, они к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдёт у него, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется чёрствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьёзного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором всё просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чём они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они ещё далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т.д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей-подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что «предки» – это люди, у которых всё позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся «механизмом» для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев – родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причём юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищённость. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Родители!
- Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
- Не всегда старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести.
- Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
- Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.
Далее хотелось бы описать основные типы конфликтов и способы их преодоления.
Конфликт неустойчивого родительского восприятия.
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является «неустойчивость родительского восприятия». Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребёнок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремлённость, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребёнок, – всё забывает, разбрасывает вещи.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребёнок – послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать противоречивые чувства.
Попытались погасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
Диктатура родителей.
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребёнку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, тот и прав».
Поведение родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, может привести к тому, что их ребенок вырастет циником и деспотом. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда «посторонним вход воспрещён». Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры – явления редкие, нетипичные.
Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:
- не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина;
- не трогать личные вещи;
- не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д. Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
Мирное сосуществование – скрытый конфликт.
Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого члена семьи свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребёнка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, – когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда же можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать всё, что вздумается. Приведёт оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Конфликт опеки.
По сути, опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат младшего».
Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребёнка очень ждали, и он был последней надеждой на счастье.
Но «деспотизм» подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребёнок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребёнком, оказывают своим детям «медвежью услугу». Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят «маменькиных сыночков и дочек».
Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких людей, «стелить соломку» не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь всё равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребёнка.
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить своё поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребёнка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание – это один из выходов в данной ситуации.
Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия».
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой. Учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать своё мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребёнка совершенства. Говоря при этом «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:
- Ребёнок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безвыходности, бессмысленности собственной жизни.
- Все как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость отвечают грубостью, на злорадство – злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Измените отношение к своему ребёнку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны.
И главное – уверьте ребенка в том, что вы будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!
Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то не следует ограждать их от горестей и радостей взрослого человека. Делайте их соучастниками ваших переживаний. Причём делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.
Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты – все это сплачивает семью, укрепляет её. Пусть подросток равноправно участвуют во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете своё мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче [5, с. 171-180].
Одним из практических приёмов, позволяющих улучшить взаимоотношения в семье и достичь взаимопонимания, является активное слушание. Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда подросток расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – то есть, когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!» Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.
Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!»), морали, нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда подросток просто перестаёт вас слышать), критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился?), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»).
И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростков. Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле – выплёскивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастут ещё больше и могут перерасти в конфликт.
Как этого избежать? Необходимо использовать приём активного слушания.
Рассмотрим его на том же примере.
Сын (бросая портфель, со злостью): «Не пойду я больше в школу!»
Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза): «Ты не хочешь больше ходить в школу».
Сын (раздражённо): «Там математичка ко мне цепляется!»
Родитель (после паузы, обозначает чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания): «Тебя что-то разозлило на уроке математики».
Сын (с обидой): «Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал!»
Родитель: «Я понимаю тебя, это действительно обидно».
Сын: «Вечно она ко мне придирается…»
Родитель: «Думаю, я тоже расстроилась бы…»
Сын: «Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!»
Это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова бы ни была ситуация, цель родителей – некритическая оценка происходящего.
Основные правила активного слушания:
- Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
- Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
- Держать паузу, давая подростку время на обдумывание.
- Обозначать чувства, испытываемые подростком.
Результаты применения активного слушания:
- Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе всё больше.
- Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
- Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.
- Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Вот основные правила конструктивного поведения в конфликтных
ситуациях:
- Если вы хотите научиться избегать конфликтных ситуаций, для начала необходим сознательный отказ от них, возведённый в принцип.
- Чтобы выработать в себе этот отказ, нужно понять: в конфликтах никто никогда никому ничего не может доказать, поскольку отрицательное эмоциональное воздействие блокирует способность принимать, соглашаться, учитывать, понимать, то есть останавливает работу мысли.
- Если так уж получилось, что вы незаметно для себя оказались втянутым в конфликт, главное – вспомнить: нужно замолчать!
- Молчание даёт возможность выйти из конфликтной ситуации и тем самым прекратить её.
- Следует всячески избегать словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнёра, так как это только укрепляет и усиливает его.
- Конфликт можно прекратить, спокойно выйдя из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать аффект разрушительной, страшной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
- Подростки часто перенимают наше отношение к конфликтам. И к миру. Войну может победить только отказ от войны. Ссоры, семейные скандалы и конфликты – всё это может обернуться для подростка страхами, чувством безысходной обездоленности, невротическим развитием, психопатиями [6, с. 59-66].
Во взаимоотношениях с другими людьми конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдется время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Осторожно: суицид”, который состоится 21.03.2025. Начало в 12.40.
Классный руководитель Савочкина О.В.
Родительский университет «Осторожно: суицид»
Цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.
Задачи: расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида; дать возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком; предложить родителям рекомендации по профилактике подросткового суицида.
Одна из очень важных тем - эмоциональное благополучие наших детей. Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные.
Упражнение «Чистый лист». Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». Возьмите чистый лист бумаги. Представим себе, что это душа ребенка (демонстрирую чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги). Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое. Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь! Когда он перестает верить в себя – … Когда он становится никому не нужен…, что происходит с его душой? А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушительная дыра). Душа становится сплошной черной дырой, ребенок испытывает чувство краха, безысходности, отчаяния. А как часто вы, уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как:
Какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок?
Как складываются его отношения с семьей, со сверстниками, учителями?
Какие проблемы волнуют моего ребенка?
Анкетирование родителей.
1. Вы каждый день целуете своего ребёнка, говорите ласковые слова или шутите с ним?
2. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
3. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?
4. Вы обсуждаете с ним имеющиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
5. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
7. Вы в курсе о его времяпровождении, хобби, занятиях?
8. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
10. Вы знаете, какой у него любимый предмет в школе?
11. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
12. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?
13. Вы первым идете на примирение, разговор?
14. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Если на все вопросы вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.
А если у вас большинство «Нет», то необходимо повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда! Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости, способствуют уходу в себя, что создает условия для совершения попыток суицида, психосоматических расстройств, побегов детей из дома, роста безнадзорности и увеличения криминализации подростковой среды.
Ассоциативная карта.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность).
Информационный блок.
Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Подростковый суицид – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет. Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляется разочарование, заставляющее видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.
Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
* непреодолимость трудностей,
* нескончаемость несчастья,
* непереносимость тоски и одиночества.
Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:
* беспомощностью,
* бессилием,
* безнадежностью.
В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Факторами, провоцирующими суицид, выступают следующие ситуации и проблемы:
1) Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев).
2) Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий.
3) Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям.
4) К суициду могут привести как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей.
5) Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения.
6) Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия).
7) Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора.
8) Смерть близкого человека.
9) Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля.
10) Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.
Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка:
• заметные перемены в обычном поведении;
• недостаток сна, повышенная сонливость;
• ухудшение, улучшение аппетита;
• признаки беспокойства;
• признаки вечной усталости;
• неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
• усиление жалоб на физическое недомогание;
• склонность к быстрой перемене настроения;
• отдаление от семьи, друзей;
• упадок энергии;
• отказ от работы в клубах, кружках;
• излишний риск в поступках;
• поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;
• необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
• усиленное чувство тревоги;
• выраженная безнадёжность;
• приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;
• раздача в дар ценного имущества;
• приведение в порядок всех дел;
• разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни;
• словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».
«Ошибки семейного воспитания», которые могут создать почву для суицидального поведения подростков.
ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п.
Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!». ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка. Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.
ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не могут научиться предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.
ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.
ОШИБКА ПЯТАЯ. Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.
Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов. Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70-80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10-15% позднее покончили жизнь самоубийством.
Памятка для родителей. Родителям необходимо учить подростков:
- сосредотачивать свое внимание на хорошем;
- уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
- заботиться о себе, регулярно заниматься физическими упражнениями, стремиться к рациональному питанию;
- уметь сотрудничать с людьми – и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
- реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.
Родительский университет «Осторожно: суицид»
Цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.
Задачи: расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида; дать возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком; предложить родителям рекомендации по профилактике подросткового суицида.
Одна из очень важных тем - эмоциональное благополучие наших детей. Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные.
Упражнение «Чистый лист». Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». Возьмите чистый лист бумаги. Представим себе, что это душа ребенка (демонстрирую чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги). Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое. Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь! Когда он перестает верить в себя – … Когда он становится никому не нужен…, что происходит с его душой? А что в итоге? (в листе бумаги должна появиться внушительная дыра). Душа становится сплошной черной дырой, ребенок испытывает чувство краха, безысходности, отчаяния. А как часто вы, уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как:
Какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок?
Как складываются его отношения с семьей, со сверстниками, учителями?
Какие проблемы волнуют моего ребенка?
Анкетирование родителей.
1. Вы каждый день целуете своего ребёнка, говорите ласковые слова или шутите с ним?
2. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
3. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?
4. Вы обсуждаете с ним имеющиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
5. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
7. Вы в курсе о его времяпровождении, хобби, занятиях?
8. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
10. Вы знаете, какой у него любимый предмет в школе?
11. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
12. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?
13. Вы первым идете на примирение, разговор?
14. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Если на все вопросы вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.
А если у вас большинство «Нет», то необходимо повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда! Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости, способствуют уходу в себя, что создает условия для совершения попыток суицида, психосоматических расстройств, побегов детей из дома, роста безнадзорности и увеличения криминализации подростковой среды.
Ассоциативная карта.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность).
Информационный блок.
Суицид – это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Подростковый суицид – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет. Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляется разочарование, заставляющее видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.
Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
* непреодолимость трудностей,
* нескончаемость несчастья,
* непереносимость тоски и одиночества.
Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:
* беспомощностью,
* бессилием,
* безнадежностью.
В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Факторами, провоцирующими суицид, выступают следующие ситуации и проблемы:
1) Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев).
2) Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий.
3) Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям.
4) К суициду могут привести как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей.
5) Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения.
6) Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия).
7) Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора.
8) Смерть близкого человека.
9) Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля.
10) Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.
Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка:
• заметные перемены в обычном поведении;
• недостаток сна, повышенная сонливость;
• ухудшение, улучшение аппетита;
• признаки беспокойства;
• признаки вечной усталости;
• неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
• усиление жалоб на физическое недомогание;
• склонность к быстрой перемене настроения;
• отдаление от семьи, друзей;
• упадок энергии;
• отказ от работы в клубах, кружках;
• излишний риск в поступках;
• поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;
• необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
• усиленное чувство тревоги;
• выраженная безнадёжность;
• приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;
• раздача в дар ценного имущества;
• приведение в порядок всех дел;
• разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни;
• словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».
«Ошибки семейного воспитания», которые могут создать почву для суицидального поведения подростков.
ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п.
Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!». ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка. Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.
ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не могут научиться предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.
ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.
ОШИБКА ПЯТАЯ. Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.
Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов. Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70-80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10-15% позднее покончили жизнь самоубийством.
Памятка для родителей. Родителям необходимо учить подростков:
- сосредотачивать свое внимание на хорошем;
- уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
- заботиться о себе, регулярно заниматься физическими упражнениями, стремиться к рациональному питанию;
- уметь сотрудничать с людьми – и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
- реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.
Уважаемые родители!
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. КАК УБЕРЕЧЬ ПОДРОСТКА ОТ НАСИЛИЯ
Цель: знакомство родителей учащихся с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми и подростками связана с тем, что насилие в отношении детей и подростков или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Насилие, пережитое в детском или подростковом возрасте, является серьезным травматическим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни.
Данные научных исследований говорят о том, что последствия такого насилия могут носить долговременный характер, а его жертвы чаще страдают депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством, наркоманией, испытывают тревогу, а также чаще совершают попытки самоубийства.
- Вступительное слово учителя.
Насилие над ребенком – это любое неслучайное поведение родителей, других взрослых или подростков, выходящее за пределы норм поведения и / или несущее значительный риск физического или психологического ущерба. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).
- Целеполагание.
- Основная часть.
Теоретический материал.
Насилие.
Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
Виды насилия.
Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:
1. физическое;
2. психологическое (эмоциональное);
3. сексуальное;
4. неудовлетворение основных жизненных потребностей детей и подростков.
Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. При описании смешанных видов насилия принято выделять основной из них или указывать те, которые имеют преобладающий характер. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами. Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из видов насилия.
1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
2. Эмоционально-психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия по отношению к себе, жертве; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждение имущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, прерывание сна, процесса еды, и т. д.
3. Сексуальное насилие – сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку или подростку: сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия; использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения подростка в сексуальную активность; сексуальный контакт, при котором подросток не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды подростка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Признаки насилия над подростком. Совместное определение возможных признаков насилия (в соответствии с перечисленными выше видами).
Субъекты насилия.
Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:
- родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
- близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
- сверстников или старших детей, знакомых и незнакомых ребенку;
- педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
- посторонних, наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
- иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.
Последствия насилия.
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия. Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью подростка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях подросток бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
Главными последствиями насилия являются:
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- агрессия и аутоагрессия;
- неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество;
- частые депрессивные состояния;
- подозрительность и недоверие;
- импульсивность и поведенческие расстройства;
- мысли о самоубийстве;
- чувство вины, пессимизм, негативные установки;
- склонность к зависимости от окружающих;
- эмоциональные проблемы;
- асоциальное поведение;
- неадекватное сексуальное поведение;
- потеря интереса к школе и др.
Еще одно серьезное последствие психологического насилия – то, что ребенок может стать жертвой других видов насилия, в частности, насилия в киберпространстве.
Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?
При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также к специалистам общественных объединений. На сегодняшний день в нашей стране создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. На основании законодательных актов нашей страны такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел.
Так, например, Министерством образования Республики Беларусь разработан Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, Министерством внутренних дел Республики Беларусь – Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними и другие документы.
Учреждения образования, помимо помощи в защите прав, оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, пострадавшим в семье от жестокого обращения и пренебрежения основными жизненными потребностями.
Если ребенок посещает дошкольные учреждения, можно обратиться к работающему там психологу, который поможет родителям наладить отношения со своим ребенком. Если же ребенок ходит в школу, стоит посетить социально-педагогическую и психологическую службу учреждения общего среднего образования.
Социально-педагогический центр, отдел (или управление) образования помогут в том случае, когда ребенок подвергается насилию со стороны педагогов или сверстников. Такие центры есть в каждом районе Минска, в областных и районных центрах Беларуси. Социально-педагогические центры оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, оказавшимся в тяжелой ситуации, и их родителям, проводят семейные консультации, встречи и занятия по восстановлению детско-родительских отношений, работают с семьями, где имело место жестокое обращение с детьми, и т. д.
Комиссии по делам несовершеннолетних организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите; утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; обращаются в установленном законодательством порядке в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в защиту иных интересов несовершеннолетних; принимают участие, когда это необходимо, в рассмотрении соответствующими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих; посещают несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями или лицами, их заменяющими; проводят прием несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан.
Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в соответствующих учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.
Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОН есть высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые помогают разобраться в сложной ситуации, оказывают экстренную психологическую помощь, проводят консультации по базовым социально-правовым вопросам. Кроме того, при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, где жертвы насилия могут получить временный приют.
Учреждения здравоохранения оказывают первичную медицинскую помощь и организуют лечение, определяют характер телесных повреждений и фиксируют, где, каким образом и при каких обстоятельствах пострадавшие от насилия получили травмы. Городской клинический детский психоневрологический диспансер г. Минска оказывает психологическую помощь детям – жертвам насилия и их родителям.
Религиозные организации также оказывают помощь в ситуации домашнего насилия. Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой в г.Лида оказывает социальную помощь женщинам (предоставление временного приюта), духовную и психологическую помощь.
Общественные объединения. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда – и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия.
Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети – не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям.
Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказавшихся в ситуации насилия:
● телефон для экстренного вызова милиции: 102;
● телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;
● республиканская приемная Национальной комиссии по правам ребенка: г. Минск, ул. Кирова,16, каб. No1; тел.: 8-017-227-31-38;
● телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков: 8-017-246-03-03 и др.
Рекомендации родителям
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..».
13. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком.
• Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Конечно, это хлопотно, о это стоит ваших усилий. В результате ваш ребенок будет доверять вам, и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вас со своими новыми друзьями.
• Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.
• Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка.
• Просите ребенка писать вам письма с рассказом о своих чувствах и переживаниях. И сами пишите такие письма ему.
• Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.
Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении
своего ребенка, необходимо сделать следующее:
• Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.
• Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы один из перечисленных видов насилия. Это нужно для понимания того, не действуете ли вы по усвоенной в детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.
• Подумать, какой из видов насилия вы применяли или применяете в настоящее время. Зачастую признать свое поведение недостойным трудно, но это первый шаг к изменениям.
• Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратить насильственные действия. В настоящее время есть много возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе) в центрах, где работают психологи.
Насилие в школе.
Каковы последствия того, что подростка постоянно обижают сверстники?
У подростка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляются мысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенок старается не проявлять активности. Часто он боится рассказать родителям о том, что с ним происходит в школе.
Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе?
При существовании доверительных отношений ребенок сам расскажет родителям, что его обижают сверстники. Если он почему-либо скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам. Так, родителей должно насторожить, если ребенок:
• постоянно находится в подавленном настроении;
• регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
• его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны;
• в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках;
• он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.
Буллинг – это деяние (действие или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.
Буллинг проявляется через различные формы насилия, которые совершаются систематически по отношению к одной и той же личности.
Это могут быть проявления: 1) физического насилия, включая толкание, затрагивания, подножки, драки, пинки, пощечины, удары и другие действия, которые причиняют боль и телесные повреждения и тому подобное; 2) психологического насилия, включая обзывательства, распространение ложных слухов, насмешки, запугивание, изоляция, игнорирование, бойкот, отказ от общения, угрозы, манипуляции, шантаж и тому подобное; 3) экономического насилия, включая мелкие кражи, повреждения или уничтожения личных вещей, вымогательство денег, пищи и т.д.; 4) сексуального насилия, включая оскорбительные жесты, выражения, прозвища, шутки, угрозы, распространение слухов, ощупывание сексуального (интимного) характера и / или содержания и тому подобное.
Что делать родителям, чтобы снизить вероятность буллинга?
Помогайте ребенку укреплять имеющиеся связи с его товарищами и заводить новых друзей: приглашайте знакомых и одноклассников на дни рождения и вечеринки, придумывайте конкурсы и соревнования, совместные мероприятия и командные игры. Поддерживайте ребенка в поиске общих с друзьями полезных интересов, кружков, спортивных секций. Научите подростка правилам уверенного поведения и эффективной коммуникации. Что касается Интернета, важно научить ребенка не передавать никому своих персональных данных и не делиться с незнакомцами личной информацией, не выставлять напоказ свои видео и фотографии, которые предназначены для личного просмотра. Создавайте атмосферу доверия, поддержки и открытости в семье. Это, безусловно, поможет ребенку свободнее социализироваться и адаптироваться в обществе. И будьте внимательны к своему сыну или дочери.
Что делать, если ребенок все же стал жертвой буллинга.
Прежде всего, когда вы поняли ситуацию по косвенным признакам, задайте подростку прямой вопрос. Даже если ваш ребенок не идет на контакт, отмалчивается или придумывает нелепые объяснения, вам важно поговорить с ним о происходящем. Скорее всего, он молчит, так как боится прослыть предателем или ему стыдно, что он слабый или глупый и не может разобраться с обидчиком. Кроме того, возможно, он опасается, что не найдет у родителей нужной поддержки или они сделают все еще хуже. Поэтому с самого начала разговора важно дать ребенку понять словами и поведением, что вы всегда на его стороне и без его ведома делать ничего не станете. Конечно, если у вас в семье прочные доверительные отношения, ребенок скорее поделится с вами подробностями конфликта. Объясните, что вы, как родитель, как сильный взрослый, берете часть ответственности за решение этой ситуации на себя. Для того чтобы ослабить его стрессовое тревожное состояние, продемонстрируйте ребенку спокойствие и уверенность.
Разработайте и обсудите ваш план действий. А для этого заручитесь поддержкой классного руководителя и педагогов, которые, безусловно, знают о конфликте гораздо больше и выступят посредниками и союзниками в обсуждении проблемы с родителями агрессора-буллера.
Если это кибертравля, то следует собрать документальные доказательства: сделать скриншоты комментариев, постов, SMS, распечатки звонков и т. д. Если это касается физического буллинга, то есть телесных повреждений, необходимо обратиться в органы уголовного преследования, написать заявление, получить постановление о назначении экспертизы и с документом, удостоверяющим личность, направиться к судебно-медицинскому эксперту.
В целом, любая травля трактуется в законодательстве как реальная угроза жизни, здоровью и благополучию граждан, а значит, со всеми собранными доказательствами вы можете обратиться в правоохранительные органы.
Психологическая травля, то есть повторяющиеся ситуации унижения и оскорбления, наименее заметна посторонним, но усиливается максималистским восприятием подростка до огромных и непоправимых размеров. А значит, для ребенка это связано с большим стыдом, поэтому он не идет на контакт, не готов рассказывать и отвечать на вопросы, все больше замыкается, демонстрирует депрессивное поведение. В этих случаях важно обратиться за помощью к психологу, чтобы он мог консультировать вас и вашего ребенка о путях выхода из проблемной ситуации и восстановления психологического равновесия.
Несколько слов о кибербуллинге.
Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.
Родителям необходимо ознакомить детей с основными правилами безопасного поведения в Интернете.
Правила безопасного поведения в Интернете:
1. Подумай, прежде чем выслать «виртуальному другу» информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии.
2. Фотографии, попав в «виртуальный мир», остаются там, навсегда. Их нельзя убрать или уничтожить. Даже если ты уберешь их со своего сайта, то они все равно останутся в «виртуальном пространстве». Размещая свои чересчур откровенные фотографии, подумай о том, что их могут увидеть твои друзья, родители, знакомые.
3. Ты не знаешь, кем твой «виртуальный друг» может оказаться в обычной жизни. Если ты решишь встретиться с ним, сообщи об этом родителям или человеку из реального мира, которого ты хорошо знаешь и которому доверяешь. Пригласи с собой на встречу друга или подругу из реального мира.
4. Выбирай для встреч с «виртуальными друзьями» людные места и светлое время суток.
5. Если в киберпространстве ты получаешь письма или сообщения с угрозами или оскорблениями, расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
6. Если тебя что-то смущает или пугает в «виртуальном мире», расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
7. Помни: то, о чем ты читаешь или что видишь в Интернете, не всегда является правдой.
8. Будь культурным пользователем Интернета. Каким будет «виртуальный мир» – во многом зависит от тебя.
- Подведение итогов собрания.
Учитель напоминает цель собрания и предлагает родителям оценить, насколько она оказалась достигнутой.
Затем участники собрания по желанию высказывают свои впечатления.
Дополнительный материал.
10 ОШИБОК В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ
Нарушать границы.
Любите шарить по карманам в поисках сигарет? Проверяете переписку в социальных сетях? Скорее всего, ваш подросток давно в курсе этого и научился скрывать то, что считает нужным. Я знаю девочку, мама которой̆ исправляла орфографические ошибки в личном дневнике дочери. Можно ли говорить о доверии и контакте при таком нарушении границ? Вряд ли.
Напоминать ему, что он еще ребенок.
Подросток – это что-то между ребеенком и взрослым. Но говоря подростку, «вот вырастешь и будешь решать», вы, по сути, разрешаете ему оставаться ребенком, вне зоны ответственности за свои поступки!
Наказывать неадекватно возрасту.
Есть родители, которые запирают в 17 лет в комнате или прячут верхнюю одежду, лишь бы из дома не ушел поздно. Это скорее про унижение, нежели чем про воспитание.
Критиковать его внешность, пытаться «помочь» улучшить фигуру.
Изменения во внешности подростка – это не из-за булочек и шоколада по вечерам, а из-за мощной̆ перестройки организма. И хотя в любом другом возрасте объективная критика – это совсем не плохо, в подростковом она может стать бомбой̆ замедленного действия и формировать комплексы на многие годы.
Критиковать его/ее друзей̆, увлечения.
Подростки нуждаются в том, чтобы быть «среди своих». Критикуя друзей̆, вы по сути, критикуете самого подростка, его выбор. Настолько ли плоха компания, в которой̆ находится ваш сын/дочка, чтобы бить тревогу? Иногда да, но чаще всего ответ отрицательный̆.
Загрузить «по полной», чтоб не оставалось времени на «всякие глупости».
Время на «глупости» быть должно. Иначе ими будут заниматься взрослые дяди и тети, в которых подростки однажды превратятся Кроме того, из-за бурного роста и перестройки, чрезмерная нагрузка может быть просто опасна для здоровья вашего ребенка!
Запрещать.
Вы имеете право запрещать, но в этом возрасте работает поговорка «запретный плод сладок». Лучше искать вместе альтернативу.
Навязывать свой опыт.
Очень хочется предостеречь и обезопасить своего ребенка – но ничто не заменит собственный опыт. Поделится опытом – да, навязывать – нет!
Рисовать страшные картины будущего.
«Будешь так жить, станешь таким же неудачником, как твой отец», «не будешь учиться, пойдешь в ПТУ» – не навязывайте подростку свои страхи, истории успеха окажут лучшее влияние, нежели чем мрачные «прогнозы».
Возлагать чрезмерную ответственность.
И все же вы правы – подросток все еще ваш ребенок, за которого вы отвечаете. И есть границы, которые устанавливаете вы, как родитель. Не бойтесь их обозначать и озвучивать для своего подростка! Но следите, чтобы они были адекватными, только тогда все их смогут соблюдать.
Уважаемые родители!
Родительский университет «Жизненные цели подростков»
-
тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей;
-
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
-
повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события;
-
стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
-
отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
-
проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
-
демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
-
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
-
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
-
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
-
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
-
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?