№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Дата
проведения
|
Форма
проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Тема 1.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
|
сентябрь |
вебинар |
Спритуло Г.Н., классный руководитель, медицинский работник |
2.
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель Спритуло Г.Н., педагог социальный Подрез Т.П.
|
3.
|
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
март |
беседа |
Классный руководитель Спритуло Г.Н., медицинский работник
|
4.
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
май |
дискуссия |
Классный руководитель Спритуло Г.Н., педагог-психолог
|
Родительский университет «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных.
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора:
Я-хочу,
Я-могу,
Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:
-
ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
-
осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
-
ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
-
ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
-
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
-
знаниях о мире профессий;
-
знаниях о выбираемой конкретной профессии;
-
изучении своих интересов;
-
изучении своих способностей;
-
знании своих сильных и слабых качеств;
-
состоянии своего здоровья;
-
учёте материальных условий семьи;
-
учёте ситуации на рынке труда.
«Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии… Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.
Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся.
Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям.
Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.
Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети? (Ответственность - качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.) Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение».
Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, самоощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:
- родители;
- друзья;
- СМИ;
- профильное обучение;
- родственники;
- сверстники.
Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников.
Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или « шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются.
Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность».
Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.
Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка. Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен.
Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни (изменяется ситуация на рынке труда). Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.
Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств. - Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
- Выявление способностей и склонностей.
- Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
- Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
- Окончательный выбор (оценка собранной информации)
-
Осведомленность и ориентировка. Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов, т. ч. и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.
-
Выявление способностей и склонностей. Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними? Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию. В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.
3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда). Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться. Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.
4.Анализ и организация действий. Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.
5.Принятие решения. Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки (плюсы и минусы), действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет.
Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?
Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Задачи:
сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков уверенного поведения у подростков;
создать условия для развития коммуникативных умений и навыков законных представителей учащихся;
способствовать отработке навыков в оказании психологической поддержки себе и своим детям.
Основная часть:
Постановка проблемы :
Старший школьный возраст является одним из самых значимых периодов социализации и личностного становления человека. Данный период характеризуется общей дисгармоничностью и противоречивостью развития личности, а также несформированностью ряда психологических свойств. Многие стороны жизни в подростковом возрасте потеряли свою привычную однозначность, и все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Она начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.
Педагог-психолог:Обучение в старших классах – непростая пора в жизни каждого человека. Сегодня я предлагаю нам с вами поговорить о неуверенности, её причинах, о том, как помочь учащимся приобрести уверенность в себе.
Вопрос для обсуждения:
Что такое уверенность?
Обсуждение.
Возможные варианты ответов:
Уверенность в себе – это правильная оценка своих собственных сил, умений и способностей.
Это чувство защищённости, возможности рассчитывать на себя.
Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.
Вопрос для обсуждения:
Каковы причины развития неуверенности?
Обсуждение.
Педагог-психолог:
Неуверенность не появится на пустом месте. Часто она становится результатом родительских ошибок в воспитании или изменений, происходящих при взрослении ребенка.
В ребенке, как в зеркале, проявляются черты родителей. И речь не только о внешнем сходстве. Дети перенимают манеру поведения взрослых, речь и способы общения, отношение к жизни, к окружающим людям.
В жизни каждого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается все сделать правильно. И это нормально.
Но когда инициатива ребенка пресекается, когда ему не дают возможность совершить ошибку и самостоятельно её исправить, или любой промах представляется катастрофой, то в итоге ребенку просто становится страшно что-то пробовать. Когда жизнь строится по принципу «мама (папа) лучше знает» – то есть не надо пробовать, я тебе и так скажу, как правильно.
Так и появляются у ребенка вопросы: «А я смогу? Получится? А что если нет? Я же не знаю, как это делать? Да нет, лучше не буду пробовать…»
И вот она – неуверенность в своих силах, приобретенная беспомощность, страх совершить ошибку, боязнь «идти вперед», пробовать что-то новое, отсутствие собственного мнения.
Рассмотрим проблему неуверенности через призму возраста. Длится она несколько лет, с 12 (10-11) до 16 (17) лет, хотя здесь все индивидуально. «Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о наших детях. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.
Вчерашние милые ребятишки, получившие гормональную перестройку организма и, как следствие, эмоциональную нестабильность, начинают обрастать колючками и комплексами. Добавьте попытки самоутверждения среди ровесников, первую влюбленность, маячащие впереди выпускные экзамены и необходимость определения в жизни и получите полную картину физического и психического состояния современного тинэйджера. И как здесь не приобрести неуверенность в себе, которая может проявляться в виде упрямства, обидчивости, негативизма и агрессии?
Созрев физически, ребенок может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.
Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.
Подростковый возраст, начало юношества – это испытание как для детей, так и для родителей.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие изменения во внешности происходят у девочек?
2. Какие изменения наблюдаются в поведении?
Обсуждение.
Возможные варианты ответов:
ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;
появляется интерес к мальчикам как к объектам противоположного пола, возникает первая влюблённость;
часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;
появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие изменения во внешности происходят у мальчиков?
2. Какие изменения наблюдаются в поведении?
Обсуждение.
Возможные варианты ответов:
озабочены своей внешностью,
становятся агрессивными, грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны к позёрству;
нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают уроки, сбегают из дома;
пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.
Педагог-психолог:
Родители, прошу обратить ваше внимание на экран мультиборда.
Обсудим результаты анкеты «Насколько ты уверен в себе?», проведенной с учащимися накануне (Приложение 1).
Педагог-психолог:
Для того, чтобы лучше понять своего ребенка, предлагаю вам так же ответить на вопросы предложенных вам анкет.
Родителям раздаются бланки анкет «Хорошо ли я знаю своего ребенка?» (Приложение 2).
По окончанию проведения анкетирования, необходимо, обсудить полученные результаты.
Вопрос для обсуждения:
Какие признаки неуверенного поведения у своих детей вы замечали?
Обсуждение.
Суммируя варианты ответов, к признакам неуверенности в себе подростка можем отнести:
- Ребенок боится ошибиться и сильно переживает из-за промахов.
- Общение со сверстниками дается ему тяжело.
- Проявляется замкнутость в себе и необщительность.
- Ребенок оказывается втянутым в конфликтные ситуации в школе.
- Часто жалуется и обвиняет других, боится нести ответственность за свои поступки.
- Возникают раздражительность и уныние.
- Ребенок часто тревожится, мало чем интересуется.
- Многие дела остаются незавершенными, а новые – не начинаются.
- Учащийся старается подражать другим, более уверенным детям.
- Ребенок избегает посещения общественных мест.
- Может вести себя вызывающе.
- Пропадает интерес к хобби и учебе.
- Чувствует себя хуже других, часто сомневается в своих силах.
Вопрос для обсуждения:
Как же можно помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?
Обсуждение (дискуссия).
Обобщая варианты ответов, можно сформулировать рекомендации, которые вы можете использовать для себя и для своих детей:
- Неуверенному ребенку нужен позитивный опыт успехов – помогите ему создать банк успехов.
- Предложите ребенку планировать небольшое количество дел и точно их выполнять. Если 3-4 дела в день для него – это много, начните с одного.
- Кроме банка успехов, нужна оперативная память успехов: умение в нужный момент вспомнить о своих успехах. Посоветуйте ему фиксировать (запоминать, записывать) дела, с которыми он справился. Например, каждый день записывать в «Тетрадь успехов» не менее 5-ти своих достоинств, внутренних или внешних.
- Развивайте у него позитивное мировосприятие. Развивайте привычку во всем видеть плюсы, хвалить других людей, делать им комплименты – не меньше 3-х раз в день.
Задание: похвалите своего ребенка-подростка за его помощь по дому, успехи в учебе и другое. Постарайтесь выразить это не только вербально, но и невербально (жесты, мимика). После чего поменяйтесь ролями.
Обсуждение: педагог-психолог предлагает обсудить чувства, настроение, эмоции.
Упражнение «Анализ воспоминаний».
Родителям раздаются карточки с совокупностью вопросов, на которые нужно ответить, выдерживая определенный алгоритм:
- В честь кого вы назвали своего ребенка?
- Каким вы представляли своего ребенка еще до рождения?
- Оправдал ли он ваши ожидания?
- Каким вы представляете своего сына (дочь) через 10 лет?
- Какие основания позволяют вам верить, что эти ожидания сбудутся?
Обсуждение.
Педагог-психолог:
Очень часто ожидания родителей по поводу детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке уверенного человека, лидера, а он – робкий и застенчивый и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать «виновных» в том, что идеальное представление далеко от реального? ВАЖНО: научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?
Упражнение «Давление».
Родители разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 50-70 см, вытягивают на уровне груди руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?
2. Что вы чувствовали, когда побеждали?
3. В какой ситуации вам было комфортнее: когда вы давили или когда на ваши ладони давил партнер?
Обсуждение.
Педагог-психолог подводит к выводу, о том, что не только при физическом давлении мы испытываем дискомфорт, но и при эмоциональном, словесном. Постоянное давление на ребенка приводит к закреплению неуверенности в себе, заниженной самооценке.

Родительский университет ”Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.“
(занятие для родителей учащихся X класса, 3-я четверть)
Цель: познакомить родителей с проблемами молодых людей в области репродуктивного здоровья, а также определить роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Задачи:
- информировать о проблемах молодых людей в области репродуктивного здоровья, познакомить со способами их решения;
- определить навыки, необходимые современной молодежи для формирования ответственного и безопасного сексуального поведения;
- определить механизмы профилактики ранних половых связей и сохранения репродуктивного здоровья.
Ход занятия:
От репродуктивного здоровья в подростковом возрасте во многом зависит дальнейшая полноценная жизнь наших детей. Так, вовремя замеченная и вылеченная проблема лишит его проблем с деторождением во взрослом возрасте.
И охрана репродуктивного здоровья подростков должна начинаться еще с охраны здоровья школьников и даже более младших детей. Прежде всего, забота о репродуктивном здоровье детей и подростков лежит на их родителях.
Не нужно ждать определенного возраста, например, 14 лет, чтобы показать свою дочь гинекологу.
Начинать заботу о здоровье половой системы детей нужно с самого рождения. Маме заранее нужно рассказать девочке о предстоящих менструациях и научить ее правилам гигиены в этот период, соблюдению режима дня. Очень важно еще ДО вступления дочери в подростковый возраст наладить с ней доверительные отношения, вложить в голову ребенка, что с любыми проблемами он всегда может обратиться к родителям.
Советы подросткам и родителям
- При появлении симптомов воспаления половых органов, нарушений полового развития и менструальной функции необходимо своевременно обращаться к детскому гинекологу. Во всех случаях самое главное — не нужно ждать, что болезнь пройдет со временем, сама собой.
- Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.
- Очень важно с самого раннего возраста привыкать соблюдать необходимые гигиенические навыки, особенно с началом менструаций у девочек. Пренебрежение правилами личной гигиены чревато внедрением инфекции сначала в наружные половые органы, а при длительном течении инфекция может вызывать воспаления внутренних половых органов.
- Курение, алкоголь, токсические вещества и наркотики наносят организму подростка существенно больший вред, чем организму взрослого человека, так как они являются гонадотоксичными факторами, т.е. факторами, повреждающими половые органы, в первую очередь — половые клетки.
- Поскольку гормоны, необходимые для правильной регуляции полового созревания и становления менструальной функции вырабатываются в период ночного сна. для подростков важно достаточное количество сна, особенно в период психо-эмоциональных нагрузок, например во время школьных экзаменов.
- Раннее начало половой жизни, плохая осведомлённость о методах и средствах контрацепции, а так же, крайне недостаточное их использование увеличивают риск наступления непланируемой беременности, абортов и родов у подростков. Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Раннее начало половой жизни, конечно, нежелательно, но, если это уже случилось, важно, чтобы не возникло последствий. Девушка, начавшая половую жизнь, должна отчётливо представлять, что у неё может наступить беременность. Готова ли она к этому? Хочет ли выносить и родить ребёнка? Эти вопросы следует решить для себя ещё до начала близости. Беременность в подростковом возрасте часто нежелательна. Прежде всего, беременность у подростков создает более высокий риск для здоровья девушки. С одной стороны, это нелегкое испытание для молодой мамы, с другой — для ее ребенка, который может родиться более слабым, чем у взрослой женщины. А прерывание беременности в молодом возрасте может привести к тяжелым последствиям для здоровья с последующим развитием бесплодия.
- Как правило, девушки, начавшие половую жизнь, не обращаются к врачу за советом, а получают информацию из ненадёжных источников — от знакомых, подруг, из случайных разговоров. Только врач может дать правильный совет и подобрать нужный метод контрацепции.
А в целом, забота о своем здоровье, в том числе его составляющей — репродуктивном здоровье, должна стать нормой и культурой поведения каждого человека и всего общества.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Тема 1. Здоровье - это жизнь.
Родительский университет ”ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ“
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей
-Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
-ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
-Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
- Контролируйте досуг вашего ребенка и соблюдение режима дня: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон.
- Занятия физкультурой и спортом должны стать неотъемлемой частью вашего совместного досуга.
- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!