Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

1 класс

Дата: 27 октября 2022 в 14:27, Обновлено 2 июня в 08:08
 УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
                                                                                                                                    ______ С.А.Беликова 
                                                                                                                   
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
для родителей учащихся 1 класса ГУО “Студёнковская средняя школа им. П.Л.Бабака Сенненского района” на 2024/2025 учебный год
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Дата проведения
Форма проведения

Ответственные

1
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
октябрь
Лекция

Кл.руководитель Приставко Р.В.

2
Тема 2. Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
декабрь
Беседа

Кл.руководитель Приставко Р.В.

3
Тема 3.  Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
февраль
Круглый стол

Кл.руководитель Приставко Р.В.

педагог социальный Подрез Т.П.

4
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции  в  нашей  жизни. Значение  эмоционально-чувственной  сферы  для формирования  полноценной личности.  Рекомендации родителям  по  развитию положительных  эмоций ребенка
май
Семинар-практикум

Кл.руководитель Приставко Р.В.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________________ С.И.Станулевич

                          УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
                                                       Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете

по теме: " Положительные эмоции в жизни школьника ", который состоится 29.05.2025 в 13.00 в кабинете начальных классов. Будем рады встрече с вами!

Классный руководитель                                                    Р.В.Приставко

Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции  в  нашей  жизни. Значение  эмоционально-чувственной  сферы  для формирования  полноценной личности.  Рекомендации родителям  по  развитию положительных  эмоций ребенка

Жить – значит чувствовать и мыслить,

страдать и блаженствовать.

Всякая другая жизнь – смерть.

В.Г.Белинский

«Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища, сон, тепло и

физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе

и дети, завидуют другим, которые менее обеспечены и хуже одеты? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими, и, прежде всего родными, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой

он живёт и растёт.

Как точно и правильно сказал А.П.Чехов: «Дети святы и чисты. Нельзя

их делать игрушкою своего настроения».

Каждый школьный возраст характеризуется особенностями проявления чувств и эмоций. Рассмотрим ряд возрастных особенностей эмоциональной сферы (по Е.П.Ильину).

Для поведения младшего школьника характерны следующие эмоциональные проявления:

1) эмоциональная окрашенность восприятия, воображения, интеллектуальной

и физической деятельности;

2) непосредственность выражения переживаний;

3) эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений;

4) склонность к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей   

воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним окружающих.

Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого

эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность

и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.

Что такое эмоция?

Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают

отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят

ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние

человека, определяющее его общий тонус и активность);

страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кемлибо или чем-либо);

аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание,

например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость

при успехе);

чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми,

событиями, предметами, которые для данного человека являются

значимыми);

стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в

трудных, необычных, экстремальных условиях).

Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания, ведь

именно родители являются его первыми воспитателями.

Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных

привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой  и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние

оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и на

его умственное развитие:

1. Смерть отца или матери.

2. Развод родителей.

3. Частое отсутствие отца или матери из-за командировок.

4. Долгое отсутствие матери и в связи этим жизнь с другими людьми.

5. Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления.

6. Употребление спиртных напитков в семье.

7. Курение родителей.

8. Плохие знакомства родителей.

На психическое развитие ребёнка оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а так же образование родителей.

При общении с детьми не рекомендуется употреблять выражения:

 Я сотни раз тебе говорил ...

 Сколько раз надо повторять...

 О чём ты только думаешь...

 Неужели тебе трудно запомнить, что...

 Ты такой же, как и твой, (твоя) ...

 Отстань, некогда мне...

 А вот Машенька со второго подъезда...

 Почему мой ребенок такой...

Рекомендуется употреблять выражения:

 Ты у меня такой умный, красивый и т.д.

 Как хорошо, что у меня есть ты.

 Ты у меня молодец.

 Я очень тебя люблю.

 Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается.

 Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь

по дому).

 Спасибо тебе за поддержку.

РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию положительных эмоций у ребёнка

* От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение

«со мной что-то не так», «я – плохой».

* Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит

от того, что мы туда бросаем.

* Даже требования, которые Вы предъявляете, должны быть наполнены

любовью и надеждой.

* Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.

* Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

* Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении

положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

* Обнимайте и целуйте ребёнка в любом возрасте.

* Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.

* Проводите со своим ребёнком достаточное количество времени, и не

сетуйте на то, что у Вас этого времени нет.

* Заводите в своей семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения,

которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребёнка теплее и радостнее.

РИТУАЛЫ, которые нравятся детям.

* перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное

слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребёнка;

* придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить

слова поддержки и участия за чашкой чая;

* в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;

* посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;

* на ночь услышать доброе пожелание;

* в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других

членов семьи;

* вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой

просто поговорить по душам;

* посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого

любить и за кого нести ответственность.

Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению, к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

Для ребенка такая радость за другого – пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные – ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете

" Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка", который состоится 24.03.2025 в 13.40 в кабинете начальных классов. Будем рады встрече с вами!

Классный руководитель                                                    Р.В.Приставко

МАТЕРИАЛЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТ

“ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА”
                     Ход встречи
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает? Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.
Что такое семейные традиции
Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества.
Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам, написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей на Пасху, совместное принятие пищи и множество других.
Какие бывают семейные традиции и праздники
Проведение семейных праздников.

Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.
Проведение общенародных праздников.

К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье». Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса.
Игры с детьми.

Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи.
Вечернее обсуждение минувшего дня.

Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.
Совместное принятие пищи.

Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.
Празднование значительных событий.

Этот прекрасный обычай позволяет отметить такие значимые для семьи события как юбилей, именины, получение диплома или окончание школы, помолвка, предстоящее пополнение в семействе. Такие небольшие праздники дают возможность поделиться счастьем и радостью со своими близкими, стимулируют к новым успехам.
Чтение сказок перед сном.

Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.
Прогулки всей семьей.

Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.
Традиция поцелуев.

Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.
Совместные поездки на отдых.

Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.
Православные традиции.

К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников
Какие ценности лежат в основе семейных традиций
Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз. Даже ячейка общества, в которой царит любовь, не сможет существовать без определенных важных и приятных обычаев, например, совместного досуга.
Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению. Супругам обычаи дают ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.
Поговорим о Ваших семейных традициях. Какие традиции есть в вашей семье? Как они могут влиять на формирование и воспитание вашего ребёнка? Что хорошего (плохого) они могут взять для себя в жизнь? (Высказывания родителей.)
Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это здание, то какое…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое…

Упражнение «Дерево семейных ценностей» (работа в группах)
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).
Задача участников – ранжировать ценности:

- в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях;
- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.
- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.
                  Какие семейные традиции важны в воспитании детей
Семейные обычаи играют важнейшую роль в воспитании детей. Крайне непросто прививать традиции взрослому человеку, поэтому частым явлением бывает их передача из поколения в поколение от родителей к детям. Дети воспринимают мир так, как это делают их родители, поэтому от приятных семейных обычаев зависит восприятие ребенком семьи как главного элемента своей жизни, а также определения ее места в системе ценностей. Полезными будут традиции семейного чтения перед сном, пения колыбельных, поцелуев при каждой встрече, совместных обедов, прогулок. Они определяют в ребенке понятие стабильности, незыблемости семейных укладов, дарят ощущение сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми. Также важно прививать с детства обычай уважать и чтить своих предков, регулярно навещая их по праздникам.
Создавайте свои традиции уже сегодня, если на данный момент их мало в семье!

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒​​​​​​​⇒

                          УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете 
"Режим дня школьника", который состоится 24.12.2024 в 13.40 в кабинете начальных классов.  
Классный руководитель                                                    Р.В.Приставко

МАТЕРИАЛЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2

Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

          Режим дня школьника-первоклассника — это основа основ. Первый класс для многих ребят становится настоящей проверкой на прочность: появляются новые обязанности, необходимо слушаться учителя и выполнять его задания, пропускать через себя огромное количество новой информации, сосредоточиваться на уроках, проявлять самостоятельность и быть ответственным.

      Режим дня первоклассника для родителей помогает структурировать время ребёнка, избавить его от лишнего напряжения и выделить время на отдых.

Как режим дня влияет на успеваемость ребёнка

     Режим дня ребёнка-первоклассника — это не список постулатов, которых нужно догматично придерживаться, и это важно понимать и самому первокласснику, и родителям. Ребёнок идёт в 1 класс, и режим дня первоклассника — это расписание, которое позволяет чередовать учёбу, отдых и другие задачи, чтобы облегчить адаптацию к школе.

         Первоклашки находятся в том возрасте, когда эмоции бьют через край, и может возникать эмоциональная неустойчивость, часто связанная именно с перегрузками. А это ведёт к возникновению хронической усталости, быстрой утомляемости, рассеянности, сниженной концентрации внимания, ошибкам в учёбе.

        Сбалансировать нагрузки в течение дня позволяет режим, он приучает организм ребёнка к определённому распорядку, и первоклассник становится более стрессоустойчивым. Правильное распределение нагрузки помогает больше успевать и лучше усваивать материал, и тогда ребёнок лучше учится и не теряет мотивацию.

Как составить режим дня для первоклассника

       Режим дня первоклассника во многом зависит от расписания школьных занятий. При очном обучении в школе занятия, как правило, начинаются в 8:00 и заканчиваются тоже в фиксированное время. На семейном обучении можно составить более гибкий график, в котором будут учтены особенности ребёнка и время его пиковой активности.

    Образец режима дня первоклассника 

Примерный распорядок дня ученика первого класса:

  • 6:50 Подъём
  • 7:10 Завтрак
  • 7:36 Дорога в школу
  • 7.55 – 13:00 Время в школе
  • 13:45 Дорога из школы
  • 14:00 Обед
  • 15:00 Время после школы
  • 18:00 Время на подготовку к школе

       В первом классе не задают домашних заданий, однако многие дети проявляют инициативу и самостоятельно повторяют изученный в школе материал. Родителю важно не вмешиваться, не нагружать первоклассника дополнительными прописями, отработкой техники чтения. Современные педагоги и психологи неоднократно предупреждали, что это приводит к нервным срывам, полной потере мотивации к занятиям.

         Приучайте первоклассника к самостоятельности. Первое время собирайте портфель вместе, затем, когда ребёнок немного освоится, доверьте ему самому это занятие. Лучше всего подготовить всё необходимое для школы накануне вечером, таким образом утром удастся избежать излишней суеты и потери времени. Напомните о важных мелочах: носовом платке, влажных и сухих салфетках, сменной обуви, перекусе. При необходимости принимать лекарства проверьте их наличие.

19:00 Ужин

      Детские диетологи рекомендуют придерживаться режима приёма пищи. Главное условие – ужин должен быть не позднее чем за 4 часа до сна, а непосредственно перед сном предложите ребёнку стакан напитка или фрукты (яблоко, банан, грушу). Не стоит злоупотреблять жирными, мясными блюдами. Такая еда способна вызывать тяжесть в желудке и негативно влиять на сон.

19:30 Время семьи

      Проведите этот час с ребёнком. Если у вас несколько детей, постарайтесь уделить внимание персонально каждому. Спросите о делах в школе, желаниях, печалях и радостях, планах на завтрашний день, поделитесь своими новостями. Если никак не получается обойтись без телевизора, посмотрите добрый мультфильм или семейный фильм вместе. Идеально, если найдётся время на семейную прогулку.

20:30 Подготовка ко сну

        Очень важное время, которое влияет на качество сна. Педиатры советуют как минимум за час до сна ограничить просмотр телевизора и активные игры. Отлично, если у вас есть вечерний ритуал, который помогает подготовиться ко сну. Чтение книги, обсуждение прошедшего дня – хорошее занятие для завершения дня. Лучше это делать, когда ребёнок уже закончил водные процедуры и готов ко сну. Первые несколько дней может быть непривычно придерживаться такого режима, но чем дольше ребёнок его соблюдает, тем лучше для организма. Уже через неделю не будет проблем с засыпанием вовремя, значит, школьник будет спать, сколько ему положено. Главное правило – ребёнок должен высыпаться. Запомните, ученик младшей школы должен спать не менее 10 часов. Дети, которые соблюдают режим, реже страдают от нервного перенапряжения и усталости.

21:00 Сон

        Пора спать. Идеально, если ваш первоклассник готов ко сну, он завершил все свои дела и уже 5–10 минут находится в кровати. Так он успеет настроиться на сон. Для полноценного сна не забудьте проветрить комнату, оптимальная температура воздуха в помещении должна быть в районе 18 градусов. Зимой, когда работают отопительные приборы, контролируйте влажность воздуха, показатель 60% является нормой. Старайтесь, чтобы ребёнок спал в полной темноте, важные для организма кортизол и меланин вырабатываются при полном отсутствии света.

         В выходные, когда утром можно как следует выспаться, старайтесь не нарушать режим более чем на 20–30 минут.

Конечно, весь режим невозможно освоить сразу. Позаботьтесь о правильном распорядке дня заранее, лучше начать подготовку к нему до начала учебного года, и тогда весь учебный процесс будет первокласснику в радость.

Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

        С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. Мы собрали 8 советов, которые помогут родителям первоклассников и других младших школьников воспитать в своих детях больше самостоятельности и организованности.

            (1) Давайте четкие инструкции

          Прежде чем что-то потребовать, научите, объясните, покажите. Это только родителям очевидно, что такое аккуратно заправленная постель и собранный портфель. У семилетки об этом весьма туманные представления.

       В первую школьную неделю есть смысл показать мастер-класс, комментируя каждый шаг. Берем портфель, всё из него вынимаем, мусор выкидываем, книжки-тетрадки кладем на полку. Открываем дневник, проверяем расписание, готовим всё необходимое на завтрашний день, еще раз сверяем с дневником, затем складываем в портфель. На завтра ребенок может сделать всё то же самое сам, но в присутствии взрослого, проговаривая вслух каждое действие. Скорее всего, уже через неделю он будет справляться с этим делом в одиночку. И вам не придется кричать на чадо за сгнившее среди тетрадей яблоко, а учитель не будет делать замечания за забытый альбом и цветные карандаши.

       Аналогично можно разработать план уборки комнаты. Из чего она состоит? Собрать игрушки в ящики, повесить одежду в шкаф, убрать на столе, протереть пыль, пропылесосить и т.д. Эти мелкие дела можно записать или зарисовать в виде списка, с которым ребенок будет сверяться во время уборки.

(2) Учите планировать время

      Ко второму классу без умения управлять временем — не обойтись. Ведь у ребенка появляются обязательные домашние задания, а многие дети еще и начинают учиться во вторую смену, и им приходится собираться в школу, когда родителей нет дома. Обсудите с ребенком, сколько времени нужно на еду, одевание, на то, чтобы решить математику, нарисовать рисунок и т.д. Чтобы проверить его предположения, засеките вместе, сколько реально минут или часов уходит на каждое из этих дел. Спросите, как ребенок хотел бы организовать свой день. Вместе решите, когда можно запланировать прогулку, развлечения и время на ничегонеделанье. Объясните, что дела и отдых надо чередовать.

        Установите некоторые твердые рамки: к которому часу все уроки должны быть выполнены, во сколько нужно ложиться спать. А в остальном старайтесь не вмешиваться. Пусть ребенок сам определяет, что делать вперед, а что потом.

(3) Дайте инструменты для самоконтроля

         Расскажите, что взрослые на работе обычно пользуются ежедневниками и планировщиками. Пусть у ребенка тоже будут свои помощники. К примеру, купленное в канцтоварах «Расписание уроков» можно заполнить по-своему. Вот что пишет одна из наших читательниц: «Когда моя дочь была во втором классе, я приучала ее самостоятельно ходить из школы, в кружки и делать уроки без напоминания. В красочные расписания уроков я вписывала такие пункты: в 13:30 — обед, в 14:00 — выходишь в кружок, в 16:00 — полдник и т.д. Расписывала все дела подробно на каждую неделю».

Чтобы ребенок не забыл вовремя поесть, начать одеваться в школу или сесть за уроки, можно завести несколько «тематических» будильников в телефоне.

В специальном календарике ребенок может каждое утро и каждый вечер ставить плюсики, как только почистит зубы. Родителю не нужно проверять этот календарь. Достаточно, чтобы ребенок сам видел, как ему удается следить за гигиеной.

(4) Организуйте удобное питание

          Несколько десятилетий назад семилетке вполне могли поручить сварить суп на газовой плите. Не призываю заниматься этим сейчас. Но опыт наших родителей доказывает, что ребенок этого возраста вполне может питаться сам. Чтобы ему было проще, поддерживайте дома запас полезных перекусов и продуктов, из которых ваш школьник может самостоятельно приготовить себе завтрак. Чтобы быть уверенным, что чадо нормально питается, можно приготовить еду порционно в контейнерах. И даже наклеить стикеры «Обед», «Полдник».

           Научите, как пользоваться микроволновкой и чайником. Через пару дней попросите, чтобы ребенок сам пересказал вам все правила безопасности.

(5) Потренируйте ребенка быстро одеваться

          В школе у первоклашек (особенно у тех, кто не ходил в садик) часто возникают трудности из-за того, что они не могут быстро переодеться на физкультуру или на прогулку. Поэтому еще в августе будет полезно поиграть дома в пожарных или солдат, которые должны полностью одеваться за несколько минут. Можно играть и в моделей, которым во время показа мод надо очень быстро менять наряды. Чтобы у детки не было стресса, поучаствуйте в игре сами, изобразите неуклюжего человека, который надел что-нибудь шиворот-навыворот, похохочите вместе.

      Пусть ребенок потренируется перед зеркалом, как завязывать шапку и шарф. Убедитесь, что ему под силу справиться со всеми застежками.     Откажитесь от водолазок с узким горлом, блузок и сарафанов с молниями и пуговицами на спине (хотя бы в дни физкультуры).

     Отработанный навык одевания поможет чувствовать себя увереннее в школе, ведь ребенку не придется обращаться к взрослым за помощью или опаздывать на уроки.

(6) Не берите на себя то, что ребенку уже по силам

       Развивайте в себе веру в ребенка и его способность быть самостоятельным. Не ругайте себя за то, что вы не можете что-то проконтролировать. Не расстраивайтесь, если у сына или дочки не вышло с первого раза всё сделать без ошибок. Это нормально. Хвалите себя, когда позволяете своему ребенку быть самостоятельным. Это куда лучше, чем быть родителем-перфекционистом.

        Разделите ответственность. У ребенка с самого начала должно быть понимание, что уроки — это его дело, а не мамино, не папино и не бабушкино. Задача родителя — организовать рабочее место, первый раз объяснить технологию («Достаешь дневник, смотришь, что задано, выбираешь, что делать вперед. Если что-то не понял, спрашиваешь у меня. В конце проверяешь, что всё сделал» и т.п.), помочь, если возникли трудности.

Взрослый не должен усаживать ребенка за стол, сидеть рядом, звонить другим родителям и учителям, чтобы выяснить, что задано. Если ребенок не записал задание или пропустил урок, поручите ему самому связаться с одноклассниками. Лучше школьник что-то забудет, чем привыкнет перекладывать ответственность за свои дела на родителей. Чтобы перестать забывать, надо хоть раз столкнуться с негативными последствиями своей невнимательности.

(7) Хвалите ребенка за самостоятельность, а не за идеально выполненное задание

     Ребенку не захочется быть самостоятельным, если родители будут постоянно его критиковать. Если начинающий школьник только учится сам делать уроки, есть вероятность, что он ошибется. Если впервые складывает физкультурную форму, очень вероятно, что она помнется. Ну и что?!  Подумайте не о сиюминутном результате, а о том, что у ребенка формируется навык самостоятельности, который будет помогать ему всю жизнь.

      Если ребенок ошибся, получил замечание или плохую оценку в школе, задача родителя не отругать, а помочь и утешить. Обсудить, что в следующий раз можно сделать по-другому, чтобы получить более успешный результат.

(8) Обращайте внимание на плюсы самостоятельности

Представьте, что ребенок выполнил уроки и прибрал комнату, а потом явившийся с работы родитель начинает всё перепроверять и заставлять переделывать «как следует». Вряд ли у чада прибавиться мотивации быть самостоятельным.

Лучше почаще говорите: «Смотри как здорово, что ты уже можешь сам приготовить завтрак/прибрать комнату/ сделать презентацию. Я тобой горжусь!». «Как здорово, что ты сам сделал все уроки к моему приходу. Теперь мы с тобой можем вместе поиграть». «Как хорошо, что ты сам ответственно собираешь портфель. Мне не приходится совать нос в твои личные вещи. Наверное, это было бы тебе неприятно».

Помните, что чем старше дети, тем сложнее их контролировать. Тренируя самостоятельность в начальной школе, вы избавляете и себя, и ребенка от ненужных проблем в будущем.

            Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе В целях соблюдения требования СанПиН в школе постоянно отслеживаются следующие нормы:

-нормы воздушно теплового режима;

-нормы освещения классной комнаты;

-гигиенические нормы режима дня;

требования к школьной мебели и оборудованию; -

-нормы питания в школе;

-нормы гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

-нормы гигиенических требований к расписанию уроков.

 

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒ 

                                                                      УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете
по теме "Адаптация учащихся в 1-ом классе",
который состоится 24.10.2024 в 13.40 в кабинете начальных классов.
Будем рады встрече с вами!
Классный руководитель                                                    Р.В.Приставко

МАТЕРИАЛЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
          Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления
Потребность же в движении остается большой.
           Ребенка,  пришедшего  впервые  в  школу,  встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.  В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
            Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
           Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, гиперактивными, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
            Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
  1. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
           Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
          Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
      Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
      В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний.          Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
           Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безотметочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Для родителей первоклассников особенно важно:
  • помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать "внутреннюю позицию школьника", представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально- положительного отношение к школе;
  • построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;
ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
  • развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.
  • Признаки успешной адаптации:
    Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
    Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
    Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  • Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
    Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
    Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.