Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Дата: 1 декабря 2022 в 21:10, Обновлено 20 ноября в 19:51
Памятка об административной и уголовной ответственности
Рекомендации педагогам по работе с несовершеннолетними девиантного поведения
Понятие девиантного поведения несовершеннолетних подросткового возраста подразумевает комплекс деяний, противоречащих общественной морали и нарушающих ее. Это проявляется в жестокости, агрессии, различных зависимостях, фобиях, противоправных действиях, суицидальных наклонностях.
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.
Существуют различные классификации подростковых девиаций, но, как правило, они сводятся к описанию основных трех поведенческих групп.
Виды девиантного поведения подростков:
Асоциальное (аморальное) - поведение, которое нарушает морально-этические общественные нормы, не способствует эффективному взаимодействию с окружающими.
Делинквентное (антисоциальное) - самый опасный вид поведения, при котором подростки совершают противоправные действия и уголовные преступления, угрожают общественной морали и порядку, материальному положению и физическому здоровью окружающих.
Саморазрушающее - тип поведения, представляющий опасность для физического здоровья и психического состояния самого подростка. Сюда относятся все виды химической аддикции, расстройство пищевого поведения, аутоагрессия, попытки суицида.
Признаки девиантного поведения в подростковом возрасте разнообразны, но имеют одну общую черту: они все нарушают моральные и нравственные принципы.
Проявляется данное поведение в частых конфликтах с родителями, педагогами, сверстниками, быстрой смене друзей, связях. Подростки могут прогуливать уроки, отказываться посещать школу, сбегать из дома.
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков; пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия); агрессия у подростков; низкий уровень интеллекта; отрицательное отношение к учебе; конфликты в семье; уходы из дома; мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.
Причины девиации очень разнообразны. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто.
Социальные факторы:
1. Неблагоприятная семейная среда;
2. Негативное влияние со стороны сверстников;
3. Проблемы адаптации в учреждении;
4. Негативное воздействие  СМИ;
5. Социальное неравенство;
6. Недостаточная доступность  социальных услуг.
Психологические факторы: особенности темперамента и характера; сильные эмоциональные переживания, стрессы; низкая самооценка, развитый комплекс неполноценности, повышенная агрессивность, конфликтность, жестокость, склонность к насилию  и обману.
Изучая подростка необходимо: 
Изучать целенаправленно и осознанно.
Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
В беседе подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
Профилактика девиантного поведения:
Значимую роль в проведении профилактической работы играет деятельность педагогов, направленная на социальную адаптацию обучающихся и содействие в создании условий для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в учреждениях образования, в семье и социальном окружении.
Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь детям и подросткам с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Определяя стратегию работы с детьми и виды помощи, необходимо провести анализ отклоняющего поведения и выявить внутренние ресурсы личности.
Анализ отклоняющегося поведения:
• форма и степень выраженности девиантного поведения;
• степень социальной дезадаптации;
• отношение к отклоняющемуся поведению самой личности;
• поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);
• поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);
• ингибиторы (препятствующие условия);
• внутренние ресурсы личности;
• возможные пути преодоления (стратегия изменения);
• формы и методы социально-педагогической поддержки  и психологической помощи.
Также необходимо изучить социальное окружение ребенка и провести психолого-педагогическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями); корректировать, прежде всего, те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию; создать оптимальную модель отношений и способов поведения ребенка.
Последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения является следующей:
1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.
2. Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.
3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.
5. Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.
6. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии ”устранение рецидивов“.
В профилактике девиантного поведения детей и подростков наиболее эффективно используются следующие современные технологии: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации и технология изменения социальной среды.
Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включение самих детей и подростков в реализацию программ по личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, созданию ситуации ”успеха“, стимулированию творческого потенциала. Вовлечение детей и подростков в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию позволяет усилить уровень самозащиты. Целенаправленная работа по привлечению в активную деятельность, направленную на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, помогает им в приобретении позитивных социальных навыков.
Технология позитивной коммуникации направлена на развитие у детей и подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу на более высокие уровни социальных отношений, формированию и укреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения.
Технология изменения социальной среды – улучшение взаимоотношений родителей и детей через организацию временной совместной жизнедеятельности в рамках иной социальной среды, создающей благоприятные условия для нормализации детско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого.
Рекомендации по взаимодействию с детьми, у которых наблюдается отклоняющееся поведение
Общаясь с подростком: 
Беседу нужно начинать с дружеского тона.
При первой встрече старайтесь его не критиковать.
В процессе общения проявляйте к нему искренний интерес.
Словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
Диалог следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики подростка.
Условиями успешной профилактической работы являются комплексность, последовательность, своевременность.
 
Сексуальное насилие над детьми Вопросы и ответы 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.