УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________________ С.А.Беликова
План родительского университета для родителей учащихся VI класса
ГУО ”Студёнковская средняя школа им. П.Л. Бабака Сенненского
района“ на 2024/2025 учебный год
№
п.п.
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Дата проведения
|
Форма
проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.
|
Октябрь
|
Лекция
|
Василевская Д.И.,
классный руководитель
Подрез Т.П., педагог социальный
|
2.
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
Декабрь
|
Семинар-практикум
|
Василевская Д.И.,
классный руководитель
Подрез Т.П., педагог социальный
|
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.
|
Март
|
Круглый стол
|
Василевская Д.И.,
классный руководитель
|
4.
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.
|
Май
|
Беседа
|
Василевская Д.И..,
классный руководитель
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________________ С.И.Станулевич
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Организация летнего отдыха подростков”, который состоится 24.05.2025, в кабинете иностранного языка. Начало в 10:00
Классный руководитель Василевская Д.И.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ПОДРОСТКОВ
(для родителей учащихся VI класса)
Классный руководитель Василевская Д.И.
Здравствуйте, уважаемые родители. Совсем скоро наступит самая любимая пора года школьников – лето. Пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. А каким будет это лето для наших детей во многом завит от нас, от взрослых.
Дети - источник радости. Играть с ними, когда они маленькие и забавные, доставляет огромное удовольствие, и делаем мы это с любовью и наслаждением. Но когда они становятся старше и менее контролируемы, становится труднее занять их, особенно в период каникул, когда они находятся весь день дома и не знают, чем им заняться. И постоянной головной болью миллионов родителей становятся мысли о том, как отдыхать. Личные перспективы при этом отступают на второй план, а вопрос о летнем отдыхе детей очень даже волнует.
Детский отдых - задача, требующая полной отдачи и ответственности со стороны родителей, ведь им нужно обеспечить ребенку комфортные условия проведения каникул. Полноценный отдых нужен для того, чтобы дети смогли повысить иммунитет и отдохнуть после тяжелого напряженного периода учебы. Сегодня существует множество рекомендаций, которые помогут родителям понять; как организовать летний отдых детей не только быстро, но и максимально качественно.
Одним из самых популярных вариантов организации отдыха для детей остаются летние лагеря. Этот вид каникул, подходит для тех детей, которые достаточно самостоятельны и общительны. Сегодня лагеря отличаются не только месторасположением, но и специализацией - там можно проводить время на свежем воздухе и параллельно заниматься интересным делом. Если ребёнок предпочитает активный отдых и любит общество других детей и людей, тогда его можно направить в детский летний лагерь для детей или для подростков, не забыв предварительно поинтересоваться, а в какой именно лагерь ребенок хотел бы поехать отдохнуть.
Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Но не все дети, в силу тех или иных причин, имеют возможность его посещать. Нельзя детей отправлять в летние детские лагеря без их согласия и явно выраженного желания: далеко не все дети уверенны в себе, далеко не все они - сангвиники и холерики по темпераменту, далеко не все дети уютно чувствуют себя в обществе других детей.
Поэтому многие дети остаются дома, и одним из развлечений для них становится компьютер. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда. Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.
Так что же должен делать заботливый родитель: разрешать или запрещать проводить время за компьютером? Давайте найдем «плюсы» и «минусы» использования компьютера в жизни ребенка.
Плюсы компьютера в том, что компьютер:
- вызывает положительный интерес к технике;
- развивает творческие способности, воображение;
- воспитывает внимательность:
- тренирует память, внимание;
- развивает быстроту действий и реакции;
- воспитывает целеустремленность.
Но на ряду с этим:
- оказывает отрицательное влияние на физическое развитие;
- повышает состояние нервозности;
- содержание игр провоцирует проявление жестокости;
- способствует развитию гиподинамии;
- снижает интеллектуальную активность;
- ухудшает зрение;
- способствует развитию заболеваний позвоночника.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" может превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка.
При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
«Родительский контроль».
Наиболее эффективными программами родительского контроля являются Kaspersky Safe Kids для Android и Google Family Link. Но, помимо, множества положительных характеристик, данные программы имеют и свои минусы. Основным из которых является то, что по названиям групп определить меру деструктивности нельзя. У взрослых людей просто нет столько времени, чтобы в этом во всем подробно разбираться.
Если ребенок очень активный, то его активность и чрезмерную подвижность, любознательность надо направить во время школьного отдыха на каникулах в правильное русло: отправьтесь с ним в туристический поход на несколько дней, заинтересуйте ребенка историей родного края.
Отдых, совмещенный с умеренным трудом на даче, - это тоже хороший летний отдых для детей: ведь тогда они обучаются что-то созидать, за чем-то ухаживать, в их душах воспитывается хозяин.
Если выбраться на природу или заграницу в туристическую поездку летом не удается, значит, надо предоставить ребенку возможность самостоятельно физически развиваться — купите детям велосипед, роликовые коньки, резиновый мяч, скакалку, бадминтон, ракетки и мячи для игры в теннис — пусть ребенок играет на улице, дышит воздухом, развивается.
Для тихих и пассивных, замкнутых детей лучшим подарком во время летнего отдыха станет либо подборка интересующих их книг, хорошая, расслабляющая или, наоборот, современная модная музыка, интеллектуальные игры для эрудитов, подборка хороших, добрых фильмов, развивающих классических игр в шахматы, шашки.
В наши дни существует великое множество для насыщенного, интересного летнего детского отдыха: было бы желание, а возможности всегда найдутся!
Но никакой, даже самый лучший летний детский отдых во время школьных каникул не заменит детям родительского внимания, их любви, доброго совета, соучастия в отдыхе, заботы и ласки. Под чутким родительским контролем ребенок не растет, как сорная трава у обочины дороги, а развивается сообразно собственным устремлениям, склонностям и желаниям, как роскошная роза в ухоженном палисаднике, день ото дня совершенствуясь и покоряя всё новые вершины, направляемый «невидимой», но заботливой рукой мамы и папы. Школьные каникулы могут запомниться детям надолго, если родители вложат в своих детей и в организацию их летнего отдыха хотя бы частичку своей огромной души, соучастия и немного денег. Удивительно, как самая простая прогулка по парку с детьми и с мячом может превратиться в самое настоящее приключение! Пикник с детьми на природе, туризм с шашлыками, отдых летом на море или на речке, поход в лес за грибами и новыми впечатлениями...
На лето мы возлагаем большие надежды, потому что это такие дни, когда радует сама природа. Воспользуйтесь этим! Главное, чтобы всё было организовано, а не предоставлено случаю. Летние каникулы – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребенку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного года.
Обращаю ваше мвнимание на то, что во время летних каникул ежедневно работает УО «Студенковская средняя школа им.П.Л.Бабака Сенненского района», а также учреждения культуры в аг. Студенка (режим работы: понедельник-выходной, вторник,среда,четверг, пятница 12:00-14:00, 15:00-20:00, воскресенье 11:00-14:00). О мероприятиях, проводимых в учреждении образования, вы можете следить на сайте УО в разделе «Лето-2025».
Здравствуйте, уважаемые родители. Совсем скоро наступит самая любимая пора года школьников – лето. Пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. А каким будет это лето для наших детей во многом завит от нас, от взрослых.
Дети - источник радости. Играть с ними, когда они маленькие и забавные, доставляет огромное удовольствие, и делаем мы это с любовью и наслаждением. Но когда они становятся старше и менее контролируемы, становится труднее занять их, особенно в период каникул, когда они находятся весь день дома и не знают, чем им заняться. И постоянной головной болью миллионов родителей становятся мысли о том, как отдыхать. Личные перспективы при этом отступают на второй план, а вопрос о летнем отдыхе детей очень даже волнует.
Детский отдых - задача, требующая полной отдачи и ответственности со стороны родителей, ведь им нужно обеспечить ребенку комфортные условия проведения каникул. Полноценный отдых нужен для того, чтобы дети смогли повысить иммунитет и отдохнуть после тяжелого напряженного периода учебы. Сегодня существует множество рекомендаций, которые помогут родителям понять; как организовать летний отдых детей не только быстро, но и максимально качественно.
Одним из самых популярных вариантов организации отдыха для детей остаются летние лагеря. Этот вид каникул, подходит для тех детей, которые достаточно самостоятельны и общительны. Сегодня лагеря отличаются не только месторасположением, но и специализацией - там можно проводить время на свежем воздухе и параллельно заниматься интересным делом. Если ребёнок предпочитает активный отдых и любит общество других детей и людей, тогда его можно направить в детский летний лагерь для детей или для подростков, не забыв предварительно поинтересоваться, а в какой именно лагерь ребенок хотел бы поехать отдохнуть.
Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Но не все дети, в силу тех или иных причин, имеют возможность его посещать. Нельзя детей отправлять в летние детские лагеря без их согласия и явно выраженного желания: далеко не все дети уверенны в себе, далеко не все они - сангвиники и холерики по темпераменту, далеко не все дети уютно чувствуют себя в обществе других детей.
Поэтому многие дети остаются дома, и одним из развлечений для них становится компьютер. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда. Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.
Так что же должен делать заботливый родитель: разрешать или запрещать проводить время за компьютером? Давайте найдем «плюсы» и «минусы» использования компьютера в жизни ребенка.
Плюсы компьютера в том, что компьютер:
- вызывает положительный интерес к технике;
- развивает творческие способности, воображение;
- воспитывает внимательность:
- тренирует память, внимание;
- развивает быстроту действий и реакции;
- воспитывает целеустремленность.
Но на ряду с этим:
- оказывает отрицательное влияние на физическое развитие;
- повышает состояние нервозности;
- содержание игр провоцирует проявление жестокости;
- способствует развитию гиподинамии;
- снижает интеллектуальную активность;
- ухудшает зрение;
- способствует развитию заболеваний позвоночника.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" может превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка.
При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Если ребенок очень активный, то его активность и чрезмерную подвижность, любознательность надо направить во время школьного отдыха на каникулах в правильное русло: отправьтесь с ним в туристический поход на несколько дней, заинтересуйте ребенка историей родного края.
Отдых, совмещенный с умеренным трудом на даче, - это тоже хороший летний отдых для детей: ведь тогда они обучаются что-то созидать, за чем-то ухаживать, в их душах воспитывается хозяин.
Если выбраться на природу или заграницу в туристическую поездку летом не удается, значит, надо предоставить ребенку возможность самостоятельно физически развиваться — купите детям велосипед, роликовые коньки, резиновый мяч, скакалку, бадминтон, ракетки и мячи для игры в теннис — пусть ребенок играет на улице, дышит воздухом, развивается.
Для тихих и пассивных, замкнутых детей лучшим подарком во время летнего отдыха станет либо подборка интересующих их книг, хорошая, расслабляющая или, наоборот, современная модная музыка, интеллектуальные игры для эрудитов, подборка хороших, добрых фильмов, развивающих классических игр в шахматы, шашки.
В наши дни существует великое множество для насыщенного, интересного летнего детского отдыха: было бы желание, а возможности всегда найдутся!
Но никакой, даже самый лучший летний детский отдых во время школьных каникул не заменит детям родительского внимания, их любви, доброго совета, соучастия в отдыхе, заботы и ласки. Под чутким родительским контролем ребенок не растет, как сорная трава у обочины дороги, а развивается сообразно собственным устремлениям, склонностям и желаниям, как роскошная роза в ухоженном палисаднике, день ото дня совершенствуясь и покоряя всё новые вершины, направляемый «невидимой», но заботливой рукой мамы и папы. Школьные каникулы могут запомниться детям надолго, если родители вложат в своих детей и в организацию их летнего отдыха хотя бы частичку своей огромной души, соучастия и немного денег. Удивительно, как самая простая прогулка по парку с детьми и с мячом может превратиться в самое настоящее приключение! Пикник с детьми на природе, туризм с шашлыками, отдых летом на море или на речке, поход в лес за грибами и новыми впечатлениями...
На лето мы возлагаем большие надежды, потому что это такие дни, когда радует сама природа. Воспользуйтесь этим! Главное, чтобы всё было организовано, а не предоставлено случаю. Летние каникулы – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребенку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного года.
Обращаю ваше мвнимание на то, что во время летних каникул ежедневно работает УО «Студенковская средняя школа им.П.Л.Бабака Сенненского района», а также учреждения культуры в аг. Студенка (режим работы: понедельник-выходной, вторник,среда,четверг, пятница 12:00-14:00, 15:00-20:00, воскресенье 11:00-14:00). О мероприятиях, проводимых в учреждении образования, вы можете следить на сайте УО в разделе «Лето-2025».
Здравствуйте, уважаемые родители. Совсем скоро наступит самая любимая пора года школьников – лето. Пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. А каким будет это лето для наших детей во многом завит от нас, от взрослых.
Дети - источник радости. Играть с ними, когда они маленькие и забавные, доставляет огромное удовольствие, и делаем мы это с любовью и наслаждением. Но когда они становятся старше и менее контролируемы, становится труднее занять их, особенно в период каникул, когда они находятся весь день дома и не знают, чем им заняться. И постоянной головной болью миллионов родителей становятся мысли о том, как отдыхать. Личные перспективы при этом отступают на второй план, а вопрос о летнем отдыхе детей очень даже волнует.
Детский отдых - задача, требующая полной отдачи и ответственности со стороны родителей, ведь им нужно обеспечить ребенку комфортные условия проведения каникул. Полноценный отдых нужен для того, чтобы дети смогли повысить иммунитет и отдохнуть после тяжелого напряженного периода учебы. Сегодня существует множество рекомендаций, которые помогут родителям понять; как организовать летний отдых детей не только быстро, но и максимально качественно.
Одним из самых популярных вариантов организации отдыха для детей остаются летние лагеря. Этот вид каникул, подходит для тех детей, которые достаточно самостоятельны и общительны. Сегодня лагеря отличаются не только месторасположением, но и специализацией - там можно проводить время на свежем воздухе и параллельно заниматься интересным делом. Если ребёнок предпочитает активный отдых и любит общество других детей и людей, тогда его можно направить в детский летний лагерь для детей или для подростков, не забыв предварительно поинтересоваться, а в какой именно лагерь ребенок хотел бы поехать отдохнуть.
Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Но не все дети, в силу тех или иных причин, имеют возможность его посещать. Нельзя детей отправлять в летние детские лагеря без их согласия и явно выраженного желания: далеко не все дети уверенны в себе, далеко не все они - сангвиники и холерики по темпераменту, далеко не все дети уютно чувствуют себя в обществе других детей.
Поэтому многие дети остаются дома, и одним из развлечений для них становится компьютер. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда. Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.
Так что же должен делать заботливый родитель: разрешать или запрещать проводить время за компьютером? Давайте найдем «плюсы» и «минусы» использования компьютера в жизни ребенка.
Плюсы компьютера в том, что компьютер:
- вызывает положительный интерес к технике;
- развивает творческие способности, воображение;
- воспитывает внимательность:
- тренирует память, внимание;
- развивает быстроту действий и реакции;
- воспитывает целеустремленность.
Но на ряду с этим:
- оказывает отрицательное влияние на физическое развитие;
- повышает состояние нервозности;
- содержание игр провоцирует проявление жестокости;
- способствует развитию гиподинамии;
- снижает интеллектуальную активность;
- ухудшает зрение;
- способствует развитию заболеваний позвоночника.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" может превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка.
При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
«Родительский контроль».
Наиболее эффективными программами родительского контроля являются Kaspersky Safe Kids для Android и Google Family Link. Но, помимо, множества положительных характеристик, данные программы имеют и свои минусы. Основным из которых является то, что по названиям групп определить меру деструктивности нельзя. У взрослых людей просто нет столько времени, чтобы в этом во всем подробно разбираться.
Если ребенок очень активный, то его активность и чрезмерную подвижность, любознательность надо направить во время школьного отдыха на каникулах в правильное русло: отправьтесь с ним в туристический поход на несколько дней, заинтересуйте ребенка историей родного края.
Отдых, совмещенный с умеренным трудом на даче, - это тоже хороший летний отдых для детей: ведь тогда они обучаются что-то созидать, за чем-то ухаживать, в их душах воспитывается хозяин.
Если выбраться на природу или заграницу в туристическую поездку летом не удается, значит, надо предоставить ребенку возможность самостоятельно физически развиваться — купите детям велосипед, роликовые коньки, резиновый мяч, скакалку, бадминтон, ракетки и мячи для игры в теннис — пусть ребенок играет на улице, дышит воздухом, развивается.
Для тихих и пассивных, замкнутых детей лучшим подарком во время летнего отдыха станет либо подборка интересующих их книг, хорошая, расслабляющая или, наоборот, современная модная музыка, интеллектуальные игры для эрудитов, подборка хороших, добрых фильмов, развивающих классических игр в шахматы, шашки.
В наши дни существует великое множество для насыщенного, интересного летнего детского отдыха: было бы желание, а возможности всегда найдутся!
Но никакой, даже самый лучший летний детский отдых во время школьных каникул не заменит детям родительского внимания, их любви, доброго совета, соучастия в отдыхе, заботы и ласки. Под чутким родительским контролем ребенок не растет, как сорная трава у обочины дороги, а развивается сообразно собственным устремлениям, склонностям и желаниям, как роскошная роза в ухоженном палисаднике, день ото дня совершенствуясь и покоряя всё новые вершины, направляемый «невидимой», но заботливой рукой мамы и папы. Школьные каникулы могут запомниться детям надолго, если родители вложат в своих детей и в организацию их летнего отдыха хотя бы частичку своей огромной души, соучастия и немного денег. Удивительно, как самая простая прогулка по парку с детьми и с мячом может превратиться в самое настоящее приключение! Пикник с детьми на природе, туризм с шашлыками, отдых летом на море или на речке, поход в лес за грибами и новыми впечатлениями...
На лето мы возлагаем большие надежды, потому что это такие дни, когда радует сама природа. Воспользуйтесь этим! Главное, чтобы всё было организовано, а не предоставлено случаю. Летние каникулы – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребенку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного года.
Обращаю ваше мвнимание на то, что во время летних каникул ежедневно работает УО «Студенковская средняя школа им.П.Л.Бабака Сенненского района», а также учреждения культуры в аг. Студенка (режим работы: понедельник-выходной, вторник,среда,четверг, пятница 12:00-14:00, 15:00-20:00, воскресенье 11:00-14:00). О мероприятиях, проводимых в учреждении образования, вы можете следить на сайте УО в разделе «Лето-2025».
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Безопасность подростков в сети Интернет”, который состоится 27.03.2025, в кабинете иностранного языка. Начало в 11:00
Классный руководитель Василевская Д.И.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
(для родителей учащихся VI класса)
Классный руководитель Василевская Д.И.
Цель – углубление знаний по вопросам безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи:
расширить представления об интернет-рисках несовершеннолетних;
ознакомить с основными навыками безопасного поведения в сети интернет (сайты, социальные сети, мессенджеры);
сформировать знания об информационной этике.
Основная часть:
Современная система потребления информации создает огромный разрыв между реалиями, в которых живут родители и дети. До появления соцсетей, если у молодежи и появлялось какое-то опасное увлечение, то о нем, как правило, слышали все по радио и телевидению. И если что-то с ребенком происходило, родители хотя бы имели представление об этом. А сейчас все не так. Сейчас, если у молодежи появляется какая-то новая тема, то родители могут быть не в курсе того, что происходит с их детьми. Так происходило со снюсами, когда они были в свободной продаже больше года, а родители даже не знали, что это такое Это все происходило потому, что родители не имели доступа к информации, которая была известна подросткам.
Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого – это участвовать в его «виртуальной жизни». Также важно научить ребенка правилам компьютерной безопасности.
Психологи советуют родителям активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.
-
Находить время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками распахивают все ловушки интернета.
-
Позаботиться о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби, тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным источником информации, а на негатив просто не останется времени.
-
Стать для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета.
-
Знать, чем ребенок занимается в интернете. Добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение с ним там.
Главный ориентир – возраст ребенка.
Самые маленькие пользователи (2-5 лет).
-
Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту.
-
Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано: он просто вас не поймет.
-
Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего – просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много времени с мобильным устройством – вредно для здоровья ребенка.
Юные исследователи (6-11 лет).
-
Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст – самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.
-
Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой – это касается и людей, и информации.
-
Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
-
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.
Подростки (12+).
-
Подростковый возраст связан с активной социализацией – родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным.
-
В подростковом возрасте люди стремятся к независимости – поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свои силы и возможности и, при необходимости, обращаться за помощью ко взрослым.
-
Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах.
-
Необходимо с подростком обсуждать различные виды угроз в Интернете и их последствия для подростка и членов его семьи.
-
Необходимо рассказывать подростку о сохранности личной информации и осторожность при ее распространении.
-
Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе «из виртуальной жизни в реальную».
-
Рассказывать о необходимости установки антивирусных программ на телефон и компьютер.
-
Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.
-
Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
-
Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.
-
Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.
Всё то, на что подписан ваш ребёнок, формирует его внутренний мир. Так что анализ социальных сетей – это очень важно.
Информация, которая наполняет аккаунт ребенка, напрямую отражает его эмоциональное состояние.
К примеру, многие подростки, страдающие от одиночества, недостатка внимания, выбирают для аватарки образ волка. Это животное стало символом одиночества, волк-изгой не находит понимания в своей стае. Если увидите изображение хрупкой бабочки, находите статусы или группы о хрустальных девочках, то необходимо обратить внимание на рацион питания ребенка, поскольку эти образы активно используются группами, пропагандирующими анорексию.
Часто родители не знают, как именно контролировать поведение ребенка в социальной сети. Читать переписку и устраивать допросы по поводу каждой картинки, появившейся на стене? Такое поведение неминуемо вызовет у ребенка желание спрятаться. Он закроет профиль, создаст второй аккаунт или попросту удалит родителей из сети. Пустить ситуацию на самотек? Дескать, пусть что хочет, то и пишет на странице, лишь бы уроки делал да не донимал по вечерам вопросами? Самоустранение из жизни, пусть и виртуальной, вашего ребенка чревато потерей доверительных отношений с ним.
Специалисты рекомендуют родителям найти золотую середину. Необходимо иногда контролировать профиль ребенка – количество друзей, записи, музыка и видео, аватарки. Если вам что-то насторожило – поговорите! Поинтересуйтесь настроением ребенка, спросите, все ли у него в порядке в школе, не поругался ли с кем из сверстников. Говорите ему, что вам важно, что происходит в его жизни. Ребенок должен научиться не бояться, не стесняться проговаривать с родителями даже неприятные ситуации. И прививать такую привычку нужно в раннем возрасте, чтобы потом в подростковом подросток не внес вас в черный список.
Совет для всех. Если ваш ребёнок уже зарегистрирован в соцсетях, то не поленитесь, создайте себе аккаунт, и подпишитесь на те же группы, на которые подписан он, и тогда вы будете получать себе в ленту те же самые посты, что и он, кроме репостов его друзей, конечно.
Проведите такой эксперимент и, читая эти посты, думайте о том, как они подействуют на него. Попробуйте воспринимать эти картинки и посты не как развлекательный контент, а как обучающий. Ведь для вашего ребёнка это именно так и происходит. В соцсетях он многому обучается, на его взгляд.
Ни в коем случае не надо ругать ребёнка за то, что он подписан на различные деструктивные сообщества, спокойно с ним поговорите. Принцип соцсетей таков, что если он там, то от деструктива не уйти, просто потому, что он там везде.
Риски взаимодействия в социальных сетях.
-
Пропаганда алкоголя, вейпов, снюсов, наркотиков и других наркотических средств.
-
Пропаганда самоубийства среди несовершеннолетних.
Сейчас группы «смерти» распознать по названию – невозможно. Их распознают только по содержанию групп, сообществ, беседок, чатов, в которых ребенок проявляет активность.
Распространены следующие суицидальные течения:
-
Продвигающие депрессивные и панические идеи, шутки про смерть, неоднозначно интерпретируемые цитаты из поэм и стихов. При этом, информация может дробиться на части, контекст подаваться с различной смысловой нагрузкой.
-
Продвигающие бесцельность существования.
-
Использующие метод повторения. На странице постоянного повторяются такие слова и картинки, как многоэтажные дома, виселицы (петли), лезвия, таблетки, море, океан, полеты с высоты, погружение в воду, кровь, самоповреждение. Иногда многократно упоминаются слова «смерть», «умру», «повешусь» и пр. Ребенок, продолжительно просматривающий такой контент, «программируется» на совершение деструктивных действий.
-
Пропаганда садизма.
В социальной сети vk.com существует множество сообществ и групп пропагандирующих насилие. Как правило, это истории садистского убийства, описанного во всех страшных подробностях. Особенность этих историй в том, что маленького читателя обычно ставят на место убийцы, а не жертвы что очень важно.
Эти сообщества создают в детских головах эстетику отвратительного. Для подписчиков этих групп вид крови и убийств становится уже не просто чем-то нормальным, а тем, что их восхищает. Самое страшное, что происходит это все в то время, когда у ребенка закладываются основные ориентиры и представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Это важный момент, ведь само понятие о том, что такое красиво, оно закладывается именно в детстве и остается с человеком потом на всю жизнь, и это потом будет не исправить уже никак. Детская психика очень пластична, и подсев на такой контент, дети очень быстро к нему привыкают и начинают во всем этом видеть красоту. Если вы почитаете комментарии детей в этих группах, то вы заметите, что чем кровавее и отвратительнее рисунок, тем больше восторженных комментариев. Их планомерно приучат к эстетике отвратительного.
-
Кибербуллинг.
Кибербуллинг – интернет-травля – это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д. Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
-
Кибербуллингом занимаются в основном подростки – с 11 до 16 лет. В этом возрасте человек особенно психологически неустойчив, он остро реагирует на критику и оскорбления, ему важно быть частью группы и круто выглядеть.
-
Травля может начаться ещё в офлайне, в тех местах, где ребёнок проводит много времени, чаще всего в школе, а уже после перейти в интернет. Бывает и наоборот – сетевая агрессия перерастает в реальную.
-
Преследователи, которых называют «булли», «тролли», «мобберы» и «киберхулиганы», пишут гадости в соцсетях и мессенджерах, размещают компрометирующие видео на YouTube, публикуют личные фотографии жертвы.
-
«Булли» обычно высмеивают какие-то физические недостатки или особенности человека – внешность, манеру одеваться или поведение. При этом жертвой может стать абсолютно любой ребёнок.
-
С последствиями кибербуллинга детям приходится справляться в реальном мире: жить в страхе, переводиться в другие школы, работать с психологом.
-
В самых трагических случаях ребёнок может причинить себе или обидчикам какой-то физический вред или даже совершить суицид.
Основные правила безопасности. Нельзя добавлять в друзья или открывать свою страницу, если:
-
у пользователя совсем нет фотографий;
-
у странички большое количество подписчиков, но отсутствует активность;
-
группы, в которых он участвует, тебя смущают, вызывают неприязнь;
-
пользователь сразу начинает задавать личные вопросы;
-
у вас нет общих друзей и знакомых;
-
на страничке доступна странная, неприятная, непонятная и смущающая тебя информация.
-
Зависимость.
Одна из наиболее важных проблем социальных сетей состоит в том, что социальные сети вызывают зависимость. Основные причины «Интернет зависимости» – это недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе и своих силах; желание быть «как все»; склонность к быстрому «впитыванию»; отсутствие любимых занятий, увлечений, хобби; стремление не отставать от своих сверстников в их увлечениях виртуальным миром.
Как распознать зависимость:
-
Оцените, сколько времени ваш ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
-
Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
-
Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода из интернета. Возможно он будет подавлен, раздражителен, беспокоен, у него появится нежелание с кем-либо общаться. Так же возможны головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и др.
Как справляться с Интернет зависимостью:
-
Не запрещайте ребенку пользоваться интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и пр.).
-
Ограничьте возможность доступа к интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети.
-
Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий – например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
-
Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями – при этом общаясь друг с другом «в живую». Важно, чтобы у ребенка были не связанные с интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
-
Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время «выпадет» из жизни интернет-сообщества.
-
Помогайте ребенку участвовать в общении вне интернета. Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами.
-
Подумайте, чем можно заинтересовать вашего ребенка. Часто дети проводят много времени в интернете не потому, что это им так нужно, а потому, что им не предлагается альтернатива.
«Родительский контроль».
Наиболее эффективными программами родительского контроля являются Kaspersky Safe Kids для Android и Google Family Link. Но, помимо, множества положительных характеристик, данные программы имеют и свои минусы. Основным из которых является то, что по названиям групп определить меру деструктивности нельзя. У взрослых людей просто нет столько времени, чтобы в этом во всем подробно разбираться.
Простого ответа на вопрос «Что делать?» нет. Каждый ребенок – уникальная личность, все семьи – разные, поэтому универсального средства нет. Но есть принцип, следуя которому можно сохранить психику ребенка в нормальном состоянии и оградить его от всего этого. Антивирус от всей этой гадости должен быть у ребенка всегда с собой, и этот антивирус – это система ценностей и убеждений, понятий о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Ребенок под влиянием добрых фильмов и хороших книг, с развитым художественным вкусом, четкими представлениями о том, что такое хорошо, а что такое плохо, с большой вероятностью отвергнет деструктивный контент в социальных сетях.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Профилактика проблемного поведения подростков”, который состоится 23.12.2024, в кабинете иностранного языка. Начало в 14:55.
Классный руководитель Василевская Д.И.
Семинар-практикум ”Профилактика проблемного поведения подростков”
Белорусский психолог Лев Семенович Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем, возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». Уважаемые родители, как вы понимаете это утверждение?
(Предполагаемые ответы родителей: подростковой возраст – сложный, критичный период в жизни ребенка, когда он сталкивается со множеством трудностей. Многое переживается в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции, нарушения в поведении, трудности в общении со взрослыми. Задача взрослых – перестраиваться вместе с ребенком).
Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующий собой переломные этапы в формировании личности ребенка. В данный период значительно меняются особенности характера, личность подвергается серьезным переменам, происходит закладка осознанного поведения. Данные преобразования происходят благодаря противоречиям физиологического и психологического развития подростков, на фоне духовного созревания. Отсюда все опасности, сложности, трудности, конфликты, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте.
Информационный этап:
Все вы замечаете, как меняются ваши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. C ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?
Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период. Давайте посмотрим, что же происходит с подростком.
Отрочество – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Человек приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрение. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к людям.
Подростковый возраст протекает очень бурно. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками. Выделяют три группы причин, которые могут лежать в основе кризиса.
Во-первых, это физиологические причины, которые связаны с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено в результате того, что развитие сердечно-сосудистой системы сопровождается несоответствием роста сердца и развития кровеносных сосудов, поэтому подростки часто жалуются на головную боль, быстро утомляются, могут испытывать неприятные ощущения в области сердца. Процесс возбуждения в коре головного мозга преобладает над процессом торможения, поэтому подросткам характерна повышенная возбудимость, вызывающая раздражительность, обидчивость, вспыльчивость.
Происходящие резкие физиологические изменения способствуют развитию психологического дискомфорта, который выражается замкнутостью, скрытностью, стремлением к уединению, или наоборот, демонстративным, вызывающим поведением, не всегда адекватным.
Во-вторых, это психологические причины, связанные со становлением нравственности. Происходит открытие своего «Я», приобретается новая социальная позиция. Это период потери детской позиции. Пора мучительно тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиске правды в себе и в других. Не всегда адекватно оцениваются свои возможности, нет четкого различия между «хочу» и «могу». В поведении в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеет прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен неоформленными до конца знаниями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто я есть? Какой я в сравнении с другими? Чего я хочу? На что я способен?».
В-третьих – социально-психологические причины, связанные с усвоением социума, общих признаков устройства мира. Мир подростка наполнен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое «чувство взрослости»: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права .
Упражнение «Светофор». Всем участникам раздаются красные и зеленые карточки.
- Я зачитаю вам некоторые особенности, касающиеся поведения подростков. Ваша задача – определить: является ли это поведение поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения (если по вашему мнению это так – поднимите красную карточку), либо это – норма для подросткового возраста (зеленая карточка). Обсуждается поведение, которое по мнению большинства родителей является поводом для беспокойства.
Вопросы для обсуждения:
- О какой нереализованной потребности идет речь?
- Может ли это явиться предпосылкой к развитию проблемного поведения?
Особенности поведения:
1. Подросток много общается со сверстниками и меньше уделяет времени учебе (зеленый).
2. Подросток ни с кем не общается, в классе у него нет друзей (красный).
3. Девочка-подросток ярко красится и хочет следовать моде (зеленый).
4. Подросток переживает неразделенное чувство влюбленности (красный).
5. У подростка часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности (красный).
6. Подросток стремится к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам (красный).
7. Подросток оспаривает некоторые ваши решения (зеленый).
8. Подросток ведет долгие разговоры о жизни, стремится противопоставить себя родителям (зеленый).
9. Подросток говорит об отсутствии ценности жизни (красный).
10. Вы наблюдаете резкие перемены в поведении вашего ребенка, ранее не характерные для него (красный).
Работа с памяткой «Переходный возраст: рекомендации по общению».
Очень важным в воспитании подростка является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в семье и школе? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей».
Нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш ребенок уже вырос и достоин того, чтобы с ним разговаривали на «взрослом языке». Давайте обратимся к памятке:
Ситуация
|
Что нельзя делать
|
Как себя вести
|
Рекомендация 1. «Поймите причину».
|
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет всё: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки
|
Отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.
|
Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым – пусть разделит с вами взрослые заботы.
|
Рекомендация 2. «Проявляйте искренний интерес».
|
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей – и этим хочется с кем-то поделиться.
|
Быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь.
|
Разговаривать с детьми, задавать вопросы о друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет
|
Рекомендация 3. «Не давите на ребенка».
|
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.
|
Заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.
|
Измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно.
|
Рекомендация 4. «Живите интересно сами».
|
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сам(а)?».
|
Подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах.
|
Подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.
|
Рекомендация 5. «Делитесь опытом».
|
Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили.
|
Быть ханжами, строить из себя людей без недостатков
|
Открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.
|
Только будучи внимательными к чувствам и переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут также внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами.
Упражнение «Вопросы для размышления».
Звучит расслабляющая музыка, педагог читает вопросы. Ответы на эти вопросы не обсуждаются публично.
Сядьте поудобнее и про себя ответьте на вопросы, которые я зачитаю.
Вопросы для размышления:
-
Какой или каким меня видит мой сын или дочь?
-
Чувствует ли он, что я его люблю? Как он это понимает?
-
Считает ли он, что я его понимаю?
-
Нравится ли ему, как я с ним говорю?
-
Хотел бы я, чтобы он говорил со мной также, как я с ним?
6. Если я, когда мы с ним ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
-
Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
7. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы с ним занимаемся вместе и с удовольствием?
Упражнение «Рефлексия занятия».
С какими чувствами вы сегодня уходите домой? Что нового вы сегодня узнали? Какие упражнения вам понравились?
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. ”, который состоится 26.10.2024, в кабинете иностранного языка. Начало в 9.00.
Классный руководитель Василевская Д.И.
Лекция "Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи"
Классный руководитель Василевская Д.И.
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?
Главными функциями семьи являются:
-
воспитательная;
-
оздоровительная;
-
духовно-нравственная;
-
познавательно-образовательная;
-
бытовая;
-
трудовая;
-
культурно-просветительная;
-
досугово-творческая;
-
стимулирующая самостоятельный опыт личности;
-
охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
-
гармоническое развитие ребенка;
-
забота о здоровье детей;
-
помощь в учении;
-
трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
-
помощь в социализации личности;
-
формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
-
забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
-
развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
-
подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
-
половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
-
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
-
режим семейной жизни;
-
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей. Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.
В задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.
Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.
Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье.
Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
-
факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
-
структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
-
материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
-
личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
-
психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
-
помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.
Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.
Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.
Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.
Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.
Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.
Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в
течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.
Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.
Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в 10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.
Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье
— действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.
Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.
Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,
постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.
Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.