Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

6 класс

Дата: 27 октября 2022 в 14:29, Обновлено 24 декабря в 09:46
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________________ С.А.Беликова
План родительского университета для родителей учащихся VI класса
ГУО ”Студёнковская средняя школа им. П.Л. Бабака Сенненского
района“  на 2024/2025 учебный год
п.п.
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Дата проведения
Форма 
проведения
Ответственные
1.
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.
Октябрь
Лекция
Василевская Д.И., 
классный руководитель
Подрез Т.П., педагог социальный
2.
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
Декабрь
Семинар-практикум
Василевская Д.И., 
классный руководитель
Подрез Т.П., педагог социальный
3.
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.
Март
Круглый стол
Василевская Д.И., 
классный руководитель
4.
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.
Май
Беседа
Василевская Д.И.., 
классный руководитель
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________________ С.И.Станулевич

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Профилактика проблемного поведения подростков”, который  состоится  23.12.2024, в кабинете иностранного языка. Начало в 14:55.

Классный руководитель Василевская Д.И.

Семинар-практикум Профилактика проблемного поведения подростков

Белорусский психолог Лев Семенович Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем, возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». Уважаемые родители, как вы понимаете это утверждение?

(Предполагаемые ответы родителей: подростковой возраст – сложный, критичный период в жизни ребенка, когда он сталкивается со множеством трудностей. Многое переживается в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции, нарушения в поведении, трудности в общении со взрослыми. Задача взрослых – перестраиваться вместе с ребенком).

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующий собой переломные этапы в формировании личности ребенка. В данный период значительно меняются особенности характера, личность подвергается серьезным переменам, происходит закладка осознанного поведения. Данные преобразования происходят благодаря противоречиям физиологического и психологического развития подростков, на фоне духовного созревания. Отсюда все опасности, сложности, трудности, конфликты, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте.

Информационный этап:

Все вы замечаете, как меняются ваши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. C ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период. Давайте посмотрим, что же происходит с подростком.

Отрочество – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Человек приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрение. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к людям.

Подростковый возраст протекает очень бурно. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками. Выделяют три группы причин, которые могут лежать в основе кризиса.

Во-первых, это физиологические причины, которые связаны с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено в результате того, что развитие сердечно-сосудистой системы сопровождается несоответствием роста сердца и развития кровеносных сосудов, поэтому подростки часто жалуются на головную боль, быстро утомляются, могут испытывать неприятные ощущения в области сердца. Процесс возбуждения в коре головного мозга преобладает над процессом торможения, поэтому подросткам характерна повышенная возбудимость, вызывающая раздражительность, обидчивость, вспыльчивость.

Происходящие резкие физиологические изменения способствуют развитию психологического дискомфорта, который выражается замкнутостью, скрытностью, стремлением к уединению, или наоборот, демонстративным, вызывающим поведением, не всегда адекватным.

Во-вторых, это психологические причины, связанные со становлением нравственности. Происходит открытие своего «Я», приобретается новая социальная позиция. Это период потери детской позиции. Пора мучительно тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиске правды в себе и в других. Не всегда адекватно оцениваются свои возможности, нет четкого различия между «хочу» и «могу». В поведении в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеет прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен неоформленными до конца знаниями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто я есть? Какой я в сравнении с другими? Чего я хочу? На что я способен?».

В-третьих – социально-психологические причины, связанные с усвоением социума, общих признаков устройства мира. Мир подростка наполнен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое «чувство взрослости»: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права .

Упражнение «Светофор». Всем участникам раздаются красные и зеленые карточки.

- Я зачитаю вам некоторые особенности, касающиеся поведения подростков. Ваша задача – определить: является ли это поведение поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения (если по вашему мнению это так – поднимите красную карточку), либо это – норма для подросткового возраста (зеленая карточка). Обсуждается поведение, которое по мнению большинства родителей является поводом для беспокойства.

Вопросы для обсуждения:

- О какой нереализованной потребности идет речь?

- Может ли это явиться предпосылкой к развитию проблемного поведения?

Особенности поведения:

1. Подросток много общается со сверстниками и меньше уделяет времени учебе (зеленый).

2. Подросток ни с кем не общается, в классе у него нет друзей (красный).

3. Девочка-подросток ярко красится и хочет следовать моде (зеленый).

4. Подросток переживает неразделенное чувство влюбленности (красный).

5. У подростка часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности (красный).

6. Подросток стремится к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам (красный).

7. Подросток оспаривает некоторые ваши решения (зеленый).

8. Подросток ведет долгие разговоры о жизни, стремится противопоставить себя родителям (зеленый).

9. Подросток говорит об отсутствии ценности жизни (красный).

10. Вы наблюдаете резкие перемены в поведении вашего ребенка, ранее не характерные для него (красный).

Работа с памяткой «Переходный возраст: рекомендации по общению».

Очень важным в воспитании подростка является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в семье и школе? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей».

Нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш ребенок уже вырос и достоин того, чтобы с ним разговаривали на «взрослом языке». Давайте обратимся к памятке:

Ситуация Что нельзя делать Как себя вести
Рекомендация 1. «Поймите причину».
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет всё: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки Отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым – пусть разделит с вами взрослые заботы.

Рекомендация 2. «Проявляйте искренний интерес».
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей – и этим хочется с кем-то поделиться. Быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Разговаривать с детьми, задавать вопросы о друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет
Рекомендация 3. «Не давите на ребенка».
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание. Измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно.
Рекомендация 4. «Живите интересно сами».
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сам(а)?». Подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.
Рекомендация 5. «Делитесь опытом».
Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили. Быть ханжами, строить из себя людей без недостатков Открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Только будучи внимательными к чувствам и переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут также внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами.

Упражнение «Вопросы для размышления».

Звучит расслабляющая музыка, педагог читает вопросы. Ответы на эти вопросы не обсуждаются публично.

Сядьте поудобнее и про себя ответьте на вопросы, которые я зачитаю.

Вопросы для размышления:

  1. Какой или каким меня видит мой сын или дочь?
  2. Чувствует ли он, что я его люблю? Как он это понимает?
  3. Считает ли он, что я его понимаю?
  4. Нравится ли ему, как я с ним говорю?
  5. Хотел бы я, чтобы он говорил со мной также, как я с ним?

6. Если я, когда мы с ним ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?

  1. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

7. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы с ним занимаемся вместе и с удовольствием?

Упражнение «Рефлексия занятия».

С какими чувствами вы сегодня уходите домой? Что нового вы сегодня узнали? Какие упражнения вам понравились?

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в Родительском университете по теме: ”Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. ”, который  состоится  26.10.2024, в кабинете иностранного языка. Начало в 9.00.

Классный руководитель Василевская Д.И.

Лекция "Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи"

Классный руководитель Василевская Д.И.

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное          включение  родителей  в        учебно-воспитательный процесс,     во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей. Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье.

Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

  • факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
  • структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
  • материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
  • личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
  • психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
  • помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в

течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.

Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в 10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье

— действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.