Детская шалость с огнем, оставление детей без присмотра
Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад. В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.
18 января 2022 года игры малыша с зажигалкой привели к пожару в квартире в г. Могилеве. Прибывшие спасатели ликвидировали очаг возгорания, сгорела деревянная мебель. На момент пожара дома находилась 29-летняя женщина вместе с 3-летним сыном. Из квартиры они выбрались самостоятельно. Как выяснилось, мальчик нашел в шкафу зажигалку в виде пистолета. В какой-то момент игра с опасной игрушкой привела к возгоранию мебели. Испугавшись, малыш стал звать маму, которая находилась в другой комнате. В результате произошедшего, мать с малышом были госпитализированы.
11 января 2022 года трагедия произошла в г. Минске. О пожаре в одной из квартир на ул. Тургенева сообщили очевидцы. Прибывшие спасатели в одной из комнат на полу обнаружили без сознания 6-летнюю девочку. Как выяснилось позже, ребенок в момент случившегося находился в квартире один, отец ушел на работу, мать отлучилась ненадолго в поликлинику. Девочка была передана бригаде скорой медицинской помощи. К сожалению, ребенку выжить не удалось. Предположительно, причиной пожара стало оставленное в розетке подзарядное устройство.
3 мая 2022 года на номер 101 поступило сообщение о пожаре в квартире в деревне Богино Браславского района. На момент прибытия подразделений МЧС к месту вызова наблюдалось сильное задымление из окна квартиры, расположенной на втором этаже двухэтажного дома. Жильцов эвакуировали до приезда спасателей. Как выяснилось позже, в квартире проживает многодетная семья – мать и шестеро детей. Во время возникновения пожара мать уехала за лекарством для младшего ребенка в г.п. Видзы. Без присмотра в доме остались пятеро несовершеннолетних. Старшие дети, 2013 и 2015 года рождения, решили разжечь котёл и пошли во двор за дровами. В это время их брат, 2017 года рождения, поджог мусор на полу в котельной. Увидев это, ребята выбежали на улицу и начали звать на помощь. Крики детей услышал проходивший мимо учащийся Видзовского профессионально-технического колледжа. Подросток не растерялся, вбежал в квартиру, в которой в это время находились трое детей. Парень завернул в одеяло младшего ребенка, 2021 года рождения, взял его на руки. Остальным детям, 2020 и 2017 года рождения, сказал идти перед ним на выход из дома. В результате пожара никто не пострадал, закопчены помещение котельной и потолок в коридоре.
В этот же день в службу спасения по телефону «101» в поступило сообщение о пожаре в микрорайоне №3 г. Жлобина. Проникнув в задымленную квартиру, спасатели обнаружили на полу в детской комнате, за кроватью, ребенка 2013 г.р. Они вынесли его на улицу и передали работникам скорой медицинской помощи. Прибывшими медиками проводились реанимационные мероприятия, после чего ребенок в тяжелом состоянии госпитализирован в районное учреждение здравоохранения. Хозяин, хозяйка квартиры и трое несовершеннолетних детей не пострадали. В медицинской помощи не нуждались. В результате пожара повреждено имущество в комната (диван и постельные принадлежности), закопчены стены и имущество внутри квартиры. Причина происшествия устанавливается. Рассматриваемая версия – детская шалость с огнём.
26 марта в Шарковщинский РОВД обратился один из жителей райцентра, работающий сторожем. Оказалось, что пока он охранял чужое имущество, потерял свое. И на немалую сумму. Оказалось, что виновники пожара –школьники… Двое местных подростков 13 и 14 лет, воспользовавшись отсутствием контроля со стороны взрослых, решили погреться (как объясняли позже) и разложили недалеко от сена, метрах в двадцати, костер. Романтический отдых быстро превратился в неуправляемое ЧП. Легким дуновением ветра искры от костра отнесло к складированным рулонам. Они загорелись. Школьники быстро ретировались с места пожара, не предприняв никаких попыток позвонить в МЧС. Надеялись, что их не найдут. Однако милиционеры оперативно вышли на след любителей тепла.
Предотвратите детскую шалость с огнем:
– научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации;
– научите ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара;
– не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой;
– прячьте от ребенка спички, зажигалки и др.;
– не оставляйте малолетних детей без присмотра!
– следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения.
– помните: защитные устройства на штепсельные розетки снижают риск электротравмы в домах с маленькими детьми;
– регулярно проверяйте бытовую технику на предмет повреждений;
– объясните детям, что нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего, сами родители должны показывать достойный пример поведения. Ведь основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях; рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в предупреждении опасных ситуаций. Задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка – привить навыки осмотрительности, дисциплинированности и безопасного поведения.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС
Читайте ребенку!
Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
Рисуйте с ребенком!
Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
*рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете
*задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал
*сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС
Играйте с ребенком!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Научите ребенка, как правильно вызывать спасателей:
*набрать 101,112
*сообщить свой адрес
*звать на помощь взрослых
*назвать свое имя, фамилию, телефон
Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
6. Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Разговаривая, обсуждая с ребенком мультфильм, сказку или историю по безопасности вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем.
Еще несколько рекомендаций для родителей:
– разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь их делами и жизнью;
– будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
– вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается, где проводит свободное время;
– приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте и напоминайте, о безопасности;
– не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
– если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
– проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
– предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, но все же, разумно контролируйте его;
– детям старшего школьного возраста так же нужно напоминать о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
– всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так количество травм именно в этот период времени возрастает.