Вопросы и ответы. Профилактика наркотиков. Информация для учащихся, родителей, педагогов
30 вопросов и ответов о наркотиках для учащихся,
родителей и педагогов
Много полезной информации содержатследующие сайты:
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by
Сайт Министерства внутренних дел http://mvd.gov.by
Национальныйправовой Интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by
Банк законов. Юридический портал http://www.bankzakonov.com
«Консультант-Плюс»
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by
РОО«Матери против наркотиков» http://www.narkotiki.by
1. Вопрос: Как развивается пристрастие к наркотикам?
Ответ: Пристрастие к наркотикам развивается двумя путями.
Первый путь - по неведению, в результате неправильного приема назначенного врачом наркотического вещества или самолечения по совету некомпетентных лиц.
Второй путь – сознательное употребление наркотиков, т.е. появляется желание испытать еще незнакомое острое ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание на время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций;почувствовать состояние невесомости, блаженства.
2. Вопрос: Может ли возникнуть зависимость от наркотиков с первого раза?
Ответ: Да, может. Вы должны понимать, что недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть,мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, только один раз попробую...». И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.
3. Вопрос: Какие наркотики существуют?
Ответ: Существует несколько классов наркотических веществ, различающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Наркотики – препараты растительного или искусственного происхождения.К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворные средства и др.
Некоторыенаркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые дляиспользования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем ифизическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.
4. Вопрос. Как проявляется зависимость от наркотиков?
Ответ: входе потребления наркотиков у человека появляется зависимость, т.е. желание инеобходимость их регулярного приема. Различают 2 вида зависимости:
психическая зависимость - это состояние, прикотором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требуетпериодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человек привыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, снимать напряжение, стресс и т.д.;
физическая зависимость - это состояние, когда прекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическо ерасстройство организма (абстинентный синдром). Иначе говоря, наступает момент,когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельности центральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание их приема.
5. Вопрос: Как влияет на организм систематическое употребление наркотиков?
Ответ: систематическое употребление наркотиковприводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психологическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, кпроявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общаядеградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотребленииалкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже непробовать наркотики.
6. Вопрос: Как проявляется физическая зависимость к наркотикам?
Ответ: Включение принимаемых наркотически хпрепаратов в обмен веществ организма заставляет индивида физически невыносимо страдать в случае отсутствия очередной дозы наркотического средства,психотропного, сильнодействующего, одурманивающего или токсического вещества.
7. Вопрос. В каком возрасте чаще всего начинают употреблять наркотики?
Ответ: Наиболее критичный возраст, когда чаще всего употребляют или экспериментируют - 14 лет.
8. Вопрос: Что делать если педагог обнаружил наркотики в учреждении образования?
Ответ:
Действия при обнаружении наркотиков:
-Вызвать милицию!
-Не дотрагиваться до упаковок с наркотиками, чтобы можно было снять отпечаткипальцев и провести экспертизу.
-Обеспечить охрану наркотиков и задержанных до прибытия сотрудников правоохранительных органов.
-Установить возможных свидетелей и очевидцев.
9. Вопрос: Как оценивает закон изготовление и распространение наркотиков?
Ответ: в Республике Беларусь потребление наркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение,приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодекса Республики Беларусь:
хищение наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств иливеществ;
незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров сцелью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и безцели сбыта;
посевили выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов с целью сбыта или изготовления наркотических средств;
нарушение правил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения,учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения,использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ,находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названныхсредств, веществ или предметов);
склонениек потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
организация либо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ илидругих средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержаниепритонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или другихсредств, вызывающих одурманивание);
подделка рецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащихмедпрепаратов.
10. Вопрос: Какие действия с наркотиками являются преступными?
Ответ: Выдержки из статей Уголовного Кодекса Республики Беларусь, регламентирующие ответственность за:
Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров
1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров –наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Тоже действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, –наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путемразбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати летс конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание:
1. Поднаркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, ихсодержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю вРеспублике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотическихсредств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств ипсихотропных веществ данного Перечня.
2. Подособо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особоопасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых вмедицинских целях, или список особо опасных наркотических средств ипсихотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров
1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом,ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327–329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных,культурно-массовых либо иных массовых мероприятий –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или ихпрекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, ихсовершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается отуголовной ответственности за данное преступление.
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделываниюрастений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
1. Посевили выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств,психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащихнаркотические средства или психотропные вещества, –
наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срокдо трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
3. Действия,предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами
Нарушение правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, либо инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ – наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет,или лишением свободы на тот же срок.
2. Тоже действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ –наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств
1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, –наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, –наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
11. Вопрос. Какое наказание предусмотрено законодательством Республики Беларусь в сфере незаконного оборота наркотиков?
Ответ: За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков применяется широкий спектр основных наказаний:
штраф;
арест(санкции до шести месяцев);
исправительныеработы (санкции до двух лет);
ограничениесвободы (санкции до пяти лет);
лишениесвободы (санкции от двух до пятнадцати лет).
12. Вопрос. Каковы признаки наркотического опьянения?
Ответ. В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимознать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их укого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать таких людей иболее рационально строить с ними отношения (к примеру, решая такой вопрос:можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям иродителям.
Неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другуюшколу, переездом в другую местность) в сочетании с появлением друзей илиподруг, о которых вы ранее не знали.
Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебаниянастроения.
Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос,кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности. Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели:упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а так же носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута(резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.
Признаки«лекарственной» заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признаками наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже. Появление таких слов в речи ребенка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.
13. Вопрос: Что делать если у учащегося проявляются признаки наркотического опьянения?
Ответ: Оказать своевременную помощь
Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:
Удалить учащегося из учебного класса, изолировать от учащихся учебной группы.
Немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей.
Связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел.
Важно корректно обращаться с учащимся, так как, возможно, ему/ей необходима поддержкаи понимание взрослого и помощь специалиста.
При признаках передозировки наркотиков необходимо:
Вызватьскорую помощь.
Повернутьна бок.
Очиститьдыхательные пути.
Следитьза состоянием дыхания.
Причастоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственноедыхание.
14. Вопрос: Как защитить детей отнаркомании?
Ответ: Быть внимательными к ним, разделять и пониматьих интерес.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Наркомания— это проблема нынешнего поколения. Помните, что отношение детей к проблеменаркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувствособственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять своемнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.
Больше говорите с детьми
Слушайте их
Будьте тверды и последовательны
Поставьте себя на их место
Расскажите им о себе
Формируйтеу детей ясные представления о добре и зле
Рассказывайте им о вреде наркотиков
Помогайтеим ставить перед собой конкретные цели
Будьте примером
Делайте что-нибудь вместе
Будьте с ними
Основные правила воспитания личности, независимой от наркотиков
Создавайте в своей семье атмосферу любви и доверия, чтобы ребенок мог обратиться к Вам запомощью.
Содействуйте укреплению чувства самоуважения и адекватной самооценки у ребенка. Дети садекватной самооценкой с меньшей вероятностью могут стать жертвами наркомании.
Определите ясные и справедливые правила жизни, будьте последовательны в договоренностях. Противоречивые и несправедливые требования родителей часто приносят больребенку и подталкивают к поискам «обезболивания».
Поддержка, похвала и конструктивная критика дают значительно больше, чем наказание илипостоянные придирки. Наказания, несправедливые обвинения, упреки, оскорбления отталкивают от вас ребенка.
Содействуйте инициативе, самостоятельности ребенка. Возлагайте на него посильную ответственность за поступки, жизнь и здоровье.
Содействуйте разнообразию контактов и интересов ребенка (друзья, спортивные секции,общественные молодежные организации, хобби). Насыщенная жизнь, творческая деятельность ребенка позволит ему мечтать, общаться, радоваться своим успехам.
15. Вопрос: Как поступить при обнаружении признаков употребления наркотических веществ обучающимся во время учебныхзанятий?
Ответ: Необходимо обратиться за скорой медицинской помощью.
16. Вопрос. Имеет ли право представитель учебного заведения проводить осмотр личных вещей обучающегося при подозрении хранения наркотических веществ?
Ответ: Нет. Необходимо сообщить в милицию или вследственный комитет.
17. Вопрос. Какие самые распространенныепсихотропные вещества на данный момент популярны в молодежной среде? И какснизить доступность таких веществ?
Ответ: Сейчас самые распространенные – этоамфетамин, так называемые спайсы и опий.
18. Вопрос. Может ли вызвать наркотическую зависимость частое употребление энергетических напитков?
Ответ: Может быть зависимость от энергетических напитков, но она – не наркотическая.
19. Вопрос. Какова мотивация отказа от употребления наркотиков?
Ответ: Наиболее эффективная мотивацияперсональная, индивидуальная. Лучше установить в процессе общения наркопотребителя со специалистом. Акцент делается на связи имеющихся нарушений со стороны здоровья или социальных проблем на связи со специалистом.
20. Вопрос. Как поступить, если подозреваешь, что учащийся употребляет наркотики?
Ответ. Понаблюдать, отметить изменения в поведении. Побеседовать с друзьями и др. близкими. В корректной форме проинформировать законных представителей, посоветовать им как себя вести:
-Не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его
-Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу
-Не пытайтесь справиться с бедой сами – обратитесь к специалистам
21. Вопрос. Как корректно поставить в известность родителей об употреблении наркотических средств их ребенком?
Ответ: Желательно направить родителей наконсультацию к врачу наркологу.
22. Вопрос. Как родителям объяснитьребенку, что он будет подвергнут тест-проверке при малейшем подозрении наупотребление наркотиков?
Ответ. Тест-проверка – это не недоверие. Вразумных пределах контролировать действия своего ребенка – законное право иобязанность родителей.
23. Вопрос. Если родители совершеннолетнего отказываются лечить его, боятся обратиться к наркологу запомощью, а у человека, по всей видимости, уже зависимость?
Ответ: Выяснить, желает ли сам совершеннолетний. Необходимо работать с ним. Согласие родителей не требуется
24. Вопрос. Что необходимо делать для повышения эффективности работы по профилактике наркозависимости среди учащихся?
Ответ. Отдавать предпочтение тем методампрофилактики, которые доказали свою эффективность.
Проводить постоянный мониторинг употребления ПАВ в учебных учреждениях с использование мединых стандартизированных методик и, используя данные мониторинга, оценивать эффективность профилактических интервенций;
Организовать обучение специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников) методам проведения профилактической работы;
Разработать научно обоснованные стандартизированные программы профилактики, состоящие изцикла тренинговых занятий и провести обучение специалистов проведению этихпрограмм.
25. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начинать профилактику наркомании с подростками (молодыми людьми?)
Ответ: Традиционно профилактика делиться на три уровня: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика определяется как мероприятия, направленные на предупреждение начала употребления психоактивных веществ или увеличение возраста начала их употребления. Вторичная профилактика включает мероприятия по предотвращению проблемного употребления психоактивных веществ(ПАВ) на ранних стадиях их употребления с целью уменьшения степениповреждений у индивидуума. Третичная профилактика направлена на прерывание зависимости иминимизацию проблем при злоупотреблении ПАВ. Данный вид профилактики имеет целью помочь индивидууму достигнуть и поддерживать улучшенный уровень функционирования и здоровья. В понятие третичной профилактики включены реабилитацияи предотвращение рецидивов. Третичная профилактика и лечение лиц с зависимостью являются близкими вмешательствами, в связи с этим истинно профилактические вмешательства правильнее было бы рассматривать только как первичную и вторичную профилактику.
26. Вопрос: Существуют ли эффективные профилактические программы?
Ответ: В течение последних двух десятилетий былитакже сформулированы основные принципыпостроения эффективных профилактических программ, к числуэтих принципов относят следующие:
1.Профилактическая работа должна быть построена таким образом, чтобы усиливать“защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных“факторов риска”.
2.Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака и алкоголя.
3.Профилактическая работа должна включать:
-обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативногоотношения к употреблению наркотиков;
-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками,так и со взрослыми).
4.В профилактической работе для подростков предпочтение должно отдаватьсяинтерактивным способам обучения (например – моделированию ситуаций, ролевымиграм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическиминформационно-образовательным методам.
5.Профилактическая работа должна вестись с родителями (например, поинформированию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создаетвозможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой тактики в отношении их использования в самих семьях.
6.Профилактическая работа должна быть долгосрочной, предусматривать повторяющеесявоздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.
7.Профилактическая работа должна соответствовать возрастным категориямучащихся.
8.Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чемстратегии, направленные только на родителей или только на детей.
Необходимовыбрать подходы и эффективно их комбинировать.
Основные подходы профилактической работы:
Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления. Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информациястирается из памяти.
Эмоциональноеобучение: преодоление эмоциональных и личных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой, неразвитойспособностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».
Поведенческий подход: формирование жизненных навыков и умений противостоятьупотреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности.
Предоставление альтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодежь может реализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность (организованный досуг, клубы, путешествия, подходы, творчество, спорт).
Укрепление здоровья: сочетание личного выбора и социальной ответственности засобственное здоровье, обучение здоровому жизненному стилю.
27. Вопрос: Какие методы наиболееэффективны в ходе профилактической работы?
Ответ: Интерактивные, т.е. диалоговые методы обучения. Интерактивные методы помогают обсудить вгруппе актуальные вопросы, обменяться мнениями и опытом, совместно найти решение, выработать новые модели поведения.
Ролеваяигра. Участники моделируют проблемную ситуацию, играют роли, находятэффективный способ решения проблемы, анализируют разнообразные модели поведения, осознают свои чувства и мотивы поступков.
Анализ жизненных ситуаций. Участники диагностируют и анализируют проблемные ситуации, предлагают способы решения, оценивают предпринятые действия и ихпоследствия.
Мозговойштурм. Поощрение креативного мышления, генерация идей без анализа, обсуждения иоценок. Правила проведения: отсутствие критики, поощрение всех идей,равноправие участников, свобода ассоциаций, запись всех идей словами участников без уточнений и изменений, время на обдумывание идей в завершении.
Дискуссия. Свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по определенной теме. Необходимо определить временные рамки, вопрос обсуждения, цель, достичь консенсуса, выработать рекомендации, рассмотреть предмет с разных точек зрения, обеспечить безопасную атмосферу, возможность высказаться каждому участнику, подвести итог.
Интерактивная игра. Организованное социальное взаимодействие участников, изменение индивидуальной модели поведения, приобретение нового опыта, понимания иотношения, возможность анализа действий.
28. Вопрос: Как организована работа Республиканского общественного объединения «Матери против наркотиков»?
Ответ: С 2000 года организовано оказаниепрофессиональной консультативной психологической помощи в офисе РОО «Материпротив наркотиков» наркозависимым и их близким, а также в офисах региональныхотделений. РОО «Матери против наркотиков» выигран Грант «Профилактика илечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь и осуществляется обучение профессии, организуются группы самопомощи, вносятся изменения в законодательство понаказанию впервые задержанных за хранение наркотических средств,разрабатываются гранты для реабилитационных центров, проводится первичная профилактика наркомании в учреждениях образования.
Набазе РОО «Матери против наркотиков» с 2000 года создана первая в стране телефонная «горячая линия» по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа. Горячие линии функционируют и в региональных отделениях Создан первый сайт по проблеме наркомании (www.narkotiki.by)
29. Вопрос. Куда обратиться, если Вы столкнулись спроблемами наркомании и алкоголизма?
Ответ: Если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые столкнулись с проблемами наркомании или алкоголизма, Вам следует обратиться к врачу-наркологу по месту Вашего жительства. Он сможет предоставить Вам всю необходимую информацию о государственных и коммерческих организацияхздравоохранения, оказывающих помощь в лечении данных заболеваний.
В Министерстве внутренних дел существует специальное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с наркоманией и наркопреступностью.
Болееподробно о противодействии наркомании и наркопреступности Вы можетепрочитать здесь ( http://mvd.gov.by )