Памятка для родителей "Воспитание без насилия"
Принято считать, что самое безопасное для детей место – это дом, семья, где рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Но,к сожалению, так бывает не всегда. Все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи.
Насилию подвергаются дети любого возраста, начиная с рождения. Иногда это происходит потому, что родители просто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, или потому, что у них уже сформировалась модель поведения, в которой присутствует насилие.
Первые три года жизни один из самых важных и ответственных этапов в жизни ребенка. За это время маленький человек проходит в своем развитии громадный путь – закладывается фундамент его личности, формируется основа характера, будущих качеств и способностей. Очень важно, чтобы в этот период рядом находились близкие люди, которые могут помочь малышу и защитить его в случае необходимости. Именно они, самые родные и любящие, помогают ребенку познавать и осваивать окружающий мир, и они же устанавливают в этом мире ограничения и правила.
Что же такое насилие над детьми?
Это любые действия (или бездействие) родителей либо других взрослых, в результате которых причиняется вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также создаются условия, мешающие его нормальному развитию. Все виды насилия объединяются в четыребольших группы: насилие физическое, сексуальное,эмоциональное(психологическое)и неудовлетворениеосновных жизненных потребностей ребенка.
Физическое насилие представляет собой нанесение ребенку различными предметами физических травм и телесных повреждений. Вред от физических наказаний может быть весьма серьезным, особенно для младенцев, очень уязвимых какфизически, так и психологически. Телесные наказания нарушают умственное и физическое развитие ребенка.
Эмоциональное насилие – вербальное (словесное) или невербальное оскорбление ребенка, угрозы, унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе.
Формами эмоционального насилия являются:
Эмоциональное отвержение, которое проявляется в глобальном недовольстве ребенком, в постоянно присутствующем у родителей ощущении, что он «не тот», «не такой».
Непоследовательность, т.е. разная реакция на одно и то же поведение или один и тот же поступок ребенка, – еще один вид эмоционального насилия.
Требования, не соответствующие возрасту ребенка
Отсутствие эмоциональной близости иподдержки, враждебное или равнодушное отношение родителей приводят к задержке физического и умственного развития ребенка.
Пренебрежение основными жизненными потребностями
Если родители не хотят или не способны удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, значит, ребенок подвергается виду насилия, который называется неудовлетворением основных жизненных потребностей: в питании, в медицинской помощи, в одежде, в безопасности, в жилье.
КАК ЖЕ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА, НЕ ПРИБЕГАЯ К НАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ?
В первую очередь родителям нужно помнить, что:
Неуважение порождает неуважение.
Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.
Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.
Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.
Воспитание без принуждения и насилия требует отродителей определенных умений и навыков. Перечислим основные из них:
Умение «расшифровать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.
Умение быть последовательными.
Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме.
Умение предугадать истерику и правильно себя вести, если она началась у ребенка.
Понимание того, что ребенку надо доступно объяснять правила поведения.
Умение устанавливать правила для ребенка и контролировать свои действия.
Использование эффективных методов приучения ребенка к дисциплине:
Тайм-аут.
Этот метод заключается в следующем: когда ребенок нарушает какие-либо правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться» или «Не таскай кошку за хвост». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное место (кресло, стул, диван). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнего малыша достаточно двух минут, для трехлетнего – трех. Родителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тайм-аута ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить.
Похвала за хорошее поведение.
Сказка вместо наказания. Один из способов не наказать, а понять причины «неправильного» поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. Доведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказывая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.
Извинение перед ребенком, если вы что-то сделали не так.
Воспитание должно быть последовательным.
Если ребенок не знает о правиле поведения в конкретной ситуации, достаточно сообщить ему об этом сразу же, когда он с ней столкнулся.
Наконец, не забывайте, что спокойный и убедительный тон всегда действеннее, чем крик и физическое наказание.
Не стесняйтесь выражать любовь к своему ребенку через прикосновения, ласковый взгляд, нежные слова, внимание, активные игры с детьми; разрешайте совершать ошибки и проявлять свои чувства.
Помните: ваша любовь необходима детям, как воздух. Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они отражают ее и возвращают вам.